Нефтепровод – дело государственное

ЗАО «Агрофирма «Пахма» продолжает упорствовать в споре с «Балтнефтепроводом», который должен заменить свои трубы, проходящие через территорию хозяйства.

 При этом сумму, которую требует с них руководитель сельхозпредприятия, нефтепроводчики считают крайне завышенной.

ЗАО «Агрофирма «Пахма» продолжает упорствовать в споре с «Балтнефтепроводом», который должен заменить свои трубы, проходящие через территорию хозяйства.

 А тем более «Балтнефтепровод» – часть государственной компании «Транснефть». Он отвечает за эксплуатацию магистральных нефтепроводов «Ярославль-Кириши», «Ярославль-Москва» и экспортного направления «Сургут – Полоцк» (участок от Ярославля до Полоцка). Это более 3,2 тыс. километров труб, расположенных на территории Ленинградской, Новгородской, Тверской, Ярославской и Псковской областей.

– Мы постоянно мониторим, внимательно отслеживаем техническое состояние нашего оборудования. На основании полученных данных формируются и реализуются долгосрочные программы проведения реконструкции и ремонтов. Делать это необходимо, чтобы избежать возникновения аварийных ситуаций, – рассказывает начальник Ярославского районного управления ООО «Балтийские магистральные нефтепроводы» Александр Вагнер. – По сути, речь идет о выполнении двух главных задач: своевременной доставке нефти потребителям и экологической безопасности территорий, по которым тянется нефтепровод. А это не то, что десятки, - тысячи километров.

Несмотря на всю сложность маршрутов прохождения магистральных нефтепроводов, схема взаимодействия между предприятием и землепользователями, по чьей земле идет труба, за многие десятилетия отработана четко. Экспертная организация определяет суммы для выплаты собственникам земель сельскохозяйственного назначения. Эти деньги компенсируют прибыль, которая может быть упущена из-за временной невозможности эксплуатации земли, где проводятся ремонтные работы, а также обеспечивают затраты на рекультивацию почвы. Казалось бы, давно действующая схема устраивала практически всех и всегда. Ведь Ярославское нефтепроводное управление работает на протяжении пятидесяти лет, и до сих пор никаких нареканий, а тем более проблемных ситуаций с ремонтом нефтепроводов у него не было. Все шло по плану, какой город или область ни возьми, работы велись вовремя, землепользователи реагировали с пониманием.

А вот с агрофирмой «Пахма» Ярославского района с 2012 года идет сбой. Ее руководство требует от компании за землю-кормилицу значительно больше, чем готов платить «Балтнефтепровод». При этом нефтепроводчики, как уже было отмечено, исходят из независимой оценки, а не берут данные с потолка.

В итоге работы по замене нефтепровода, несмотря на воспрепятствования со стороны сельхозпредприятия, идут. Нефтяники взяли ответственность на себя. Они - то отлично понимают, чем грозит промедление с ремонтом. Ведь если нефтепровод прорвет, то пойдет такой фонтан, что мало не покажется. Все видели по телевидению, как это происходит. Или как пятно нефтяное на море разливается, и страдает все живое. Нечто подобное может случиться, но уже не на воде, а на земле, и не где-то там, а совсем рядом.

И ладно бы все землепользователи вдруг стали препятствовать ремонту, тогда «Транснефти», действительно, нужно было озаботиться и что-то поменять во взаимоотношениях с ними. Но ведь такого не происходило, одна только «Пахма» вступила в торг, все остальные хозяйства дали спокойно выполнить работы на их территории. Причем за примерами далеко ходить не надо. Аналогичные ремонтные работы были, например, проведены в СПК «Колос» Гаврилов-Ямского района. Через его земли также, как и в случае с «Пахмой», проходит нефтепровод.

– Когда у нас велись масштабные работы на площади 16 гектаров, никаких особых разногласий не было, во всех вопросах нам шли навстречу, - вспоминает председатель СПК «Колос» Марина Лаврова. - После окончания ремонта был составлен акт о том, сколько земли затронуто. «Балтнефтепровод» оплатил, как и положено. Могу сказать, что и с перечислением денег проблем не было, они приходили быстро, без задержки.

Марина Леонидовна объяснила, что при прокладке и ремонте нефтепроводов работы ведутся особым образом. Сначала снимается верхний, плодородный, слой почвы, он размещается отдельно. А уже затем затрагивается коренной слой земли. После того, как работа завершена, нефтепроводчики снова возвращают на место плодородный грунт. Никто не скрывает, его свойства меняются, что влияет на плотность почвы. Но в целом эти изменения не настолько серьезны, чтобы нанести значительный урон хозяйству. А тем более «Балтнефтепровод» обычно подчищает эти огрехи, включая расходы на приобретение органических и минеральных удобрений, семян и т.д.

- Конечно, при проведении любых земляных работ плодородие почвы нарушается. Но потому мы и получаем компенсацию, за счет которой можем провести рекультивацию, восстановить земли, - замечает Марина Леонидовна. – А вот насколько грамотно это будет сделано, зависит уже от сотрудников сельхозпредприятия. Вообще неизбежно приходится искать компромисс, нельзя же запретить нефте- и газопроводы, ведь это - дело государственное.

Сегодня, когда работы на участке нефтепровода, проходящего по территории СПК «Колос», завершены, он используется по своему прямому назначению - здесь хозяйство выращивает многолетние кормовые травы. Это хорошее подспорье для ведения животноводства, которое является для СПК «Колос» товарным направлением. Ведь предприятие занимается производством и продажей молока и мяса, а его основной покупатель – крупное молочное объединение.

Работники «Балтнефтепровода» тоже не скрывают, что стараются максимально деликатно относиться к землепользователям и уже неоднократно убедились в том, что любое дело делается при взаимном уважении и поддержке. А когда кто-то тянет одеяло на себя, как в случае с «Пахмой», все стопорится и не идет на пользу никому.

- Партнерские отношения для нас очень важны. Вот и сейчас, к примеру, выделяем средства на то, чтобы помочь сельхозпредприятию «Родник» в Гаврилов-Ямском районе и близлежащему поселку восстановить артезианскую скважину, снабжающую их водой. Участвуем и в очистке берега Которосли, где все купаются, - подтверждает начальник Ярославского районного управления ООО «Балтийские магистральные нефтепроводы» Александр Вагнер. – Регулярно помогаем и другим хозяйствам. Зимой прочищаем дороги, чтобы селяне не были оторваны от большой земли. Для нас это – норма, так в компании заведено. Поэтому неприятно, когда в погоне за деньгами (кстати, государственными!) нас пытаются обвинять чуть ли не во всех смертных грехах, одновременно ставя под угрозу интересы миллионов потребителей и экологическое благополучие региона.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру