– Александр Павлович, какие изменения произошли в вашей работе в этом году?
– Только что мы получили Экологическую стратегию на период до 2017 года и на перспективу до 2030 года. Это новая, актуализированная версия той Стратегии, которая была принята ранее, в 2009 году. Кстати, этот документ в своё время был отмечен дипломом «Лучший экологический проект» Министерства природных ресурсов и экологии РФ за комплексный подход к охране окружающей среды. И вот теперь наша Экологическая стратегия обновлена, поскольку с момента ее принятия прошло уже пять лет, и за это время произошли заметные экономические, структурные и технические изменения, которые нужно было учесть. Время сейчас идет очень быстро, и мы должны шагать с ним в ногу, не отставая.
Главное же у нас остается неизменным: мы считали, считаем и будем считать вопросы охраны окружающей среды приоритетными для себя.
– Экологическая стратегия компании предъявляет к вам какие-то конкретные требования?
– Да, она ставит четкие задачи по снижению выбросов и сбросов для каждого структурного подразделения, в том числе и для СЖД. При этом учитываются различные сценарии развития экономики страны – оптимистичный, консервативный и пессимистичный. Но каждый из вариантов предполагает снижение негативного воздействия на окружающую среду. Разница заключается в объемах финансирования, выделяемого на эти цели.
– Какие мероприятия должны привести к выполнению поставленных задач?
– Целевые ориентиры достигаются за счет реализации широкого комплекса мероприятий. Например, давайте посмотрим на снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Здесь идет разделение источников выбросов на два вида – стационарные (котельные, станки и т.д.) и передвижные (локомотивы, автотранспорт и специальная техника). На всех этих источниках планируется внедрение современных экологически чистых и ресурсосберегающих технологий, широкое применение экологически чистых видов топлива, систем воздухо- и газоочистки, а в случае с передвижными источниками – расширение применения электрической тяги, разработка и внедрение новых силовых установок для дизельных локомотивов. Сходные по своей сути подходы применяются и к вопросам использования воды, и к другим направлениям с учетом их специфики.
В целом речь идет о внедрении наиболее эффективных технологий, которые снижают негативное воздействие на окружающую среду.
– В этом году пассажиры начали пользоваться новыми вагонами, которые курсируют между Ярославлем и Москвой. Они тоже могут служить такого рода примером?
– Да, конечно. Даже если говорить не об энергоэффективности новых поездов, а о более наглядных вещах. Пассажиры, безусловно, заметили тот факт, что в новых вагонах используются биотуалеты. А это не только делает поездку более комфортной, но и снимает проблему загрязнения окружающей среды – именно поэтому исчезает понятие «санитарной зоны» и пассажиры могут пользоваться биотуалетами на протяжении всего пути следования.
Вообще развитие технологий, как правило, идет рука об руку с повышением экологической безопасности. Например, возросшие скорости не только сокращают затраты времени для пассажиров, но и приносят дополнительные «бонусы» для окружающей среды. В частности, железнодорожные пути, подготовленные для повышенных скоростей, дают эффект снижения шумовой нагрузки, поскольку в данном случае используется так называемый бесстыковой путь. При этом в поездке вы уже не слышите привычное громкое «тук-тук», вместо него раздается лишь шуршание.
Впрочем, во многих случаях новые разработки направлены именно на достижение определенных задач по снижению негативного воздействия на окружающую среду.
– Получается, что в реализации Экологической стратегии задействованы практически все службы компании – каждая на своем участке работы. А какова ваша функция?
– Мы контролируем и координируем этот процесс, собираем и анализируем информацию об экологической ситуации, вырабатываем для коллег рекомендации по актуальным вопросам, организуем взаимодействие различных подразделений для скорейшего и оптимального по затратам решения вопросов.
– В прежние времена Министерство путей сообщения было огромной структурой. В те времена, говоря о государственных предприятиях, многие сетовали, что между их подразделениями размыты границы ответственности. Сейчас в результате реформы структура компании изменилась, появилось множество дочерних предприятий. Проще или сложнее вам стало работать?
– Должен сказать, что в нашей системе дисциплина во все времена поддерживалась на серьезном уровне: высока на железной дороге цена ошибки. Что же касается реформы, количество структур, с которыми мы работаем, действительно выросло, и координация их действий стала очень важной. И не только для нашего Центра. Заметьте, что и сама СЖД сегодня официально именуется региональным центром корпоративного управления.
В то же время действительно нужно отметить: поскольку бывшие структурные подразделения в ряде случаев стали новыми юридическими лицами или вошли в их состав, зоны ответственности стали значительно более четкими. Ведь теперь у каждой из этих структур есть свои бюджет и баланс, руководители и специалисты, несущие ответственность за деятельность предприятия.
– Александр Павлович, вы отметили, что Экологическая стратегия предусматривает для подразделений РЖД четкие задания. А как выглядит в этом плане СЖД на фоне других филиалов?
– В компании формируется рейтинг, учитывающий экологические показатели всех железных дорог. Наша СЖД занимает по итогам прошлого года II место в России.
– Очевидно, что вопросы охраны окружающей среды в нашей стране контролирует государство. Насколько серьезен этот контроль?
– Большинство экспертов убеждены, что наше природоохранное законодательство в целом жестче, чем где бы то ни было в мире. Причем, ответственность за неисполнение требований продолжает ужесточаться. Например, штрафы по «экологическим» вопросам выражаются в десятках тысяч рублей для должностных лиц, и в сотнях тысяч – для юридических лиц. Соответственно растет и степень нашей ответственности перед компанией.
– Кнутом-то у нас умеют, а пряники предлагают?
– К счастью, они тоже появляются. В частности, внесенные в законодательство изменения позволят предприятиям компенсировать значительную часть своих вложений в развитие систем водоочистки. Это будет происходить за счет уменьшения платежей за загрязнение окружающей среды. Совершенно логично: если компания вкладывает серьезные деньги в решение экологических проблем, то это должно поощряться.
– Александр Павлович, скажите, какие новшества в плане защиты окружающей среды каждый ярославец может увидеть своими глазами?
– Руководством компании принято решение о раздельном сборе отходов во всех структурных подразделениях компании, включая производственные площадки, административные здания, вокзалы и т.д. Очевидно, что, например, на вокзалах накапливаются существенные объемы отходов, которые могут быть использованы повторно – это бумага, стекло, пластик. Этот процесс уже идет по всей сети железных дорог. И вы можете увидеть «специализированные» урны в залах вокзала Ярославль-Главный, а на контейнерных площадках – соответствующие контейнеры. Даже там, где есть проблемы с вывозом и утилизацией, сбор и накопление отходов разделены.
– То есть возникают проблемы с вывозом и утилизацией отходов?
– Соответствующие специализированные организации существуют в крупных городах, а вот в отдаленных небольших населенных пунктах все не так просто – такое положение предопределено экономической целесообразностью для предпринимателей. Но думаю, что и это решаемая проблема.
В то же время понятно, что главное в организации раздельного сбора отходов – не технические моменты, а взаимодействие с людьми. По опыту Западной Европы, где такая работа методично ведется десятилетиями, мы знаем, что основная задача состоит именно в том, чтобы приучить сограждан к тому, чтобы правильно выбрасывать мусор. Это длительный процесс.
Так что мы будем признательны всем вашим читателям, которые поддержат нас в этом начинании. Ведь его главная суть заключается в том, что переработка отходов позволяет сократить вывоз мусора на и так уже переполненные полигоны. А значит, к всеобщей пользе решает и экологические, и экономические задачи.