Жизнь на Волге

 Современный Ярославский речной порт был создан после второй мировой войны на базе пристани Ярославль, основанной еще в XIII веке. Но главным его достоянием является даже не большая история, а люди, посвятившие свою жизнь Волге.

Один из них – Сергей ШМАКОВ, начальник управления технической эксплуатации и ремонта ОАО «Ярославский речной порт». Совсем скоро, в августе, коллеги поздравят Сергей Николаевича с 60-летием. А пока будущий юбиляр согласился рассказать нам о том, как сложилась его жизнь. Тем более что недавно широко отмечали профессиональный праздник работников морского и речного флота.

Жизнь на Волге

 Речная душа

 

Родился я в 1954 году на Волге, в Нижегородской области, в городе Чкаловске - на родине нашего знаменитого летчика-волгаря Валерия Павловича Чкалова. После школы пробовал поступить в институт, но не прошел по конкурсу и отправился работать на наш старинный судостроительный судоремонтный завод (Сейчас ОАО «Чкаловская судоверфь» 130 лет). Приняли меня на должность ученика токаря, а, приобретя опыт, получил уже специальность токаря.

Потом, как положено, армия. И - снова завод.

Через год работы, по направлению от предприятия я поступил на так называемый «рабфак» - подготовительное отделение Горьковского института инженеров водного транспорта. Теперь это Волжская государственная академия водного транспорта (ВГАВТ), где и получил образование по специальности «Подъемно-транспортные машины портового оборудования».

Понятно, что после двух лет работы на заводе и двух лет службы в армии – выбор профессии стал для меня совершенно осознанным. Я родился и вырос на Волге, многие мои родственники были связаны с речным транспортом: отец и мать работали на том же ССРЗ им. Ульянова (Ленина), братья отца – в Нижегородском конструкторском бюро «Вымпел», по проектам которого и создавался речной флот страны: буксиры и баржи, паромы и танкеры, пассажирские и грузовые теплоходы, а также различные виды боевых судов и многое другое. Так что с речным флотом, как сами понимаете, связан на всю жизнь. И, забегая вперед, скажу: ни о чем не жалею (Улыбается)

После окончания академии, не скрою, приложил немало усилий, чтобы попасть работать в Ярославский речной порт. Тому было несколько причин. Во-первых, у меня была семья, у нас родился наш первенец. И хотелось, конечно, быть к родным местам. Вдобавок во время учебы в институте здесь проходил практику, поэтому представлял себе это за предприятие. И, главное, понимал, в каком коллективе предстоит работать и в каких условиях жить.

А начало - на левом берегу

Основной проблемой молодых специалистов начала 80-х (а мы приехали в Ярославль в 1981-м) было, конечно, жилье. Дело в том, что таких распределений было много, выпускники вузов разлетались по всей стране, и жилья на всех не хватало. Но Ярославский речной порт выгодно отличался от многих других, например, от Тверского или Краснодарского, куда меня тоже приглашали. Незадолго до этого, в 1976 году, здесь построили достаточно современное общежитие, в котором нам сразу же дали отдельную комнату.

Красивый и уже знакомый город, родная Волга - все складывалось неплохо. Да и работа не давала скучать. На левом берегу у нас был расположен так называемый перевалочный грузовой район порта. Именно он считался «кузницей кадров». Практически все молодые инженеры начинали свою работу там – в качестве сменных или групповых механиков. Каждый проявлял себя, а дальше уже жизнь расставляла всех по своим местам: кто-то переходил в другие районы, а кто-то и вовсе менял направление деятельности в порту.

Не стал исключением и я, отправившись на левый берег…

В те времена объемы грузов в порту были немалыми, а коллектив наш молодежный, энергичный, творческий. К тому же многих коллег я уже знал со времен прохождения практики, поэтому работалось легко, четко и слаженно.

Деятельность наша заключалась в техническом обслуживании береговых портальных кранов, отечественных и зарубежных. Грузы, в основном, были навалочные: гравий, песок, щебень, уголь, лес. Все это были масштабные, запланированные Госпланом перевозки, связывавшие, например, шахтеров севера страны с металлургами юга. Так что простоев у нас не было.

В 1984 году я перешел на правый берег, где у нас был специальный район, который занимался эксплуатацией плавучей техники – 5 и 16-тонных кранов, земснарядов, добывающих песок со дна Волги, и гидроперегружателей, которые выгружают его в специальные склады для песка. Все это портовое хозяйство мне и предложили возглавить уже в статусе старшего инженера, заместителя начальника района. Этим и занимался вплоть до 2003 года, после чего стал работать уже в сегодняшнем качестве, то есть отвечать за техническую эксплуатацию и ремонт оборудования всего Ярославского речного порта.

После некоторых преобразований сегодняшняя структура нашего предприятия выглядит так: на правом берегу Волге располагается центральный грузовой район, на левом – перевалочный. Кроме того, мы имеем ряд судоремонтных мастерских, арендуемые помещения на речном вокзале и специальный причал, который по программе комплексного обслуживания флота принимает отходы с проходящих по Волге теплоходов.

Ярославский речной порт обеспечивает также пригородные перевозки пассажиров на теплоходах «Москва», паромной переправе в Тутаеве. Есть суда, которые занимаются транзитными перевозками – сейчас они, например, находятся в Волгограде и на Каме.

Мы сохранили наш флот

Те, кто помнит речной транспорт 70-80-х, помнят и более интенсивный поток грузовых и пассажирских судов. Резкий спад произошел с распадом СССР. Я вспоминаю слова Е.Гайдара, который дал понять речникам: если мы обходимся без вас зимой, то обойдемся и летом - выживайте сами.

Нужно сказать, что в прежние времена существовало Министерство речного флота РСФСР. А тут речники оказались выброшенными из того круга направлений, за которыми следило государство. Средства по госпрограммам шли на развитие добычи и транспортировки нефти и газа, поддержку железнодорожного транспорта и многих других направлений. Но - не речникам.

Между тем, у российского речного флота есть важная особенность. В отличие от других стран, у которых существуют сопоставимые водные артерии, в России холодно. Соответственно и навигация у нас короткая – всего 7 месяцев. Получается, что в навигацию порты работают круглосуточно, а затем наступает время, когда доходов практически нет. Зато нужно нести серьезные расходы не только по выплате заработной платы и отпускных, но и на модернизацию, и обновление портового оборудования и самого флота.

Сказалось и значительное повышение цен на топливо – ведь крупные речные суда берут его десятками тонн. Да и расход у судовых дизелей значительно выше, чем у автомобильных. Раньше, когда в СССР проектировались суда, об этом не задумывались – солярка стоила 8 копеек. А вот теперь приходится. К примеру, на советские скоростные суда на подводных крыльях устанавливали двигатели, созданные для военных катеров – а для них основным критерием была не экономичность, а скорость. Поэтому и расход топлива был огромным. Мы и сами были вынуждены продать два таких судна, теперь они – на Онежском озере.

Изменилась после распада страны и номенклатура перевозимых речным транспортом грузов. Например, раньше с открытием навигации по Волге одна за другой шли баржи с удобрениями – по пути следования их отгружали совхозам и колхозам. Большинства из этих хозяйств уже нет, удобрения по реке теперь практически не перевозятся.

Одним словом, за последние 20 лет спрос на перевозки заметно сократился. Нет больше Госплана, который планировал перемещение огромных объемов разнообразных грузов. Да и себестоимость резко поднялась из-за цен на топливо. К сожалению, это не позволяет речникам обновлять портовое оборудование и флот так, как всем нам этого хотелось бы.

С другой стороны, многие вопросы теперь решать легче. Например, в советские времена постоянной проблемой был дефицит запчастей и материалы. Просто купить их было невозможно, нужно было выбивать. Сейчас тут все в наших руках: заработали денег – приобрели необходимое. Правда, глаз да глаз нужен, на рынке очень много контрафактной продукции или такой, которая не имеет сертификатов речного регистра. А контроль и со стороны акционеров, и со стороны государства очень строгий.

Изменились и отношения между речниками. К примеру, прежде можно было запросто попросить что-то в долг у соседей в другом речном порту. Теперь не так, теперь все мы конкуренты. Да и соседей стало меньше. Надо отдать должное, мы сохранили свой ярославский флот и коллектив.

Надежды и радости

Каким я вижу будущее речного транспорта?

Сложный вопрос. С одной стороны, у нас много проблем, о них я уже сказал. С другой, не теряем надежды, что государство вспомнит о речном флоте.

Периодически возобновляется обсуждение проектов по созданию речного транспортного «коридора», который связал бы Балтику и северные моря с южными: Каспийским, Азовским, Черным. Идея интересная, привлекательная и для нас, и для иностранцев.

Господдержку получило строительство нефтеналивных судов. Хорошо бы что-то подобное предусмотреть и для обновления речного флота в целом. Ведь иногда он действительно незаменим.

Тверицкий пляж, «юбилейная» Волжская набережная и подобные объекты – это во многом результат работы наших земснарядов и гидроперегружателей. По воде удобнее всего перевозить уникальные крупногабаритные грузы – от буровых установок до оборудования для гидроэлектростанций (а возили мы и, например, огромные резервуары для пивзавода). Если бы не речной флот, их пришлось бы везти по частям (ни в автофуру, ни в вагон не запихнешь) и собирать не на заводе-производителе, а на месте установки.

Ну, а главное, у нас по- прежнему есть люди, любящие свое дело.

Есть романтики, которые не могут жить без Волги и без флота. Как солнышко припекает, их душа просится в рейс.

Есть настоящие капитаны - те, кто «и царь, и бог, и воинский начальник». У них и команда всегда в порядке, и судно.

Есть такие же портовые «технари», как я, чья главная радость – удачно сделанный ремонт, проведенная модернизация, принятие новой техники.

А еще есть Волга – река нашей жизни.

И очень хочется в наш профессиональный праздник напомнить и надеяться, что традиции волжских речников по-прежнему живы и, несмотря ни на какие трудности, передаются новым поколениям.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру