Основной перевозчик
В Москве, где на II съезде региональных журналистов собрались представители СМИ всей России, тон общению задал президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. Он отметил: в 2014-м году строители РЖД открыли Манский тоннель в Красноярском крае, сдали портовый терминал в Раджине (Северная Корея), работали над развитием ВСМ (высокоскоростных магистралей), начали реконструкцию БАМа.
– Следует заметить, что мы давно говорили о колоссальных перспективах развития этой магистрали для экономики страны. Скептики спорили с нами, и вот сейчас, в год 40-летия БАМа, правительство приняло решение о выделении средств на эти цели, – отметил В.Якунин.
Ответил он и на то, как все это соотносится со сложной ситуацией в экономике. Для этого президент РЖД привел цифры: Испания в 2015 году направляет на финансирование ж/д проектов 5,2 млрд. евро, из них 3,2 млрд. евро пойдет на ВСМ; Чехия одобрила план реализации более 200 проектов в сфере транспорта общей стоимостью 11 млрд. долларов на период до 2016 года; железнодорожному оператору Норвегии в 2015 году будет выделено 2,7 млрд. долларов.
Действия правительств этих стран подтверждают выводы различных исследований, закрепленные на уровне рекомендаций МВФ о том, что инвестирование в инфраструктуру в условиях кризиса является надлежащим инструментом в борьбе за сохранение темпов роста экономического развития. Это актуально и для России. Российские железнодорожники сегодня перевозят в стране более 45% грузов, 26% пассажиров и формируют 1,6% ВВП.
– Это достаточно показательные цифры для того, чтобы относиться к работе железнодорожного транспорта с большим вниманием, потому что все, что происходит в отрасли, так или иначе влияет на жизнь каждого гражданина страны, - говорит президент РЖД.
Следует отметить тот факт, что журналисты засыпали Якунина и его заместителей множеством вопросов. Но общий для всех регионов интерес вызвала ожидаемая 10-процентная индексация тарифов на грузовые перевозки на следующий год. Владимир Якунин в ответ порекомендовал руководствоваться не эмоциями и оперировать не упреками в монополизме и лоббизме, а опираться на экономическую логику:
– Вопрос о повышении железнодорожных тарифов решался на уровне правительства РФ, для просчета и моделирования мы используем межотраслевой баланс как метод экономического анализа. Мне кажется, что не все госорганы его применяют. В прошлом году нам обнулили тарифы, но последствий не просчитали. Это никак не простимулировало промышленность (на что делали ставку). Ситуация в экономике усугубилась, а РЖД в результате получили бухгалтерский убыток, выраженный в миллиардах рублей, а по сути – уценку основных фондов компании.
Сегодня железные дороги оказались в ситуации, когда приходится балансировать бюджет за счет «драконовских» мер, а именно: путем сокращения эксплуатационных расходов и переводом 133 тысяч наших сотрудников на неполную занятость. У шахтеров, например, такого нет, рентабельность по угольной отрасли составляет 16%, то есть в 2,5 раза выше, чем у железнодорожников.
Диалог налаживается
Стоимость перевозок стала привычной «болевой точкой» и на пресс-конференции в Ярославле, где с журналистами встретился начальник Северной железной дороги Василий Билоха. Правда, тут речь шла о пригородных пассажирских маршрутах, тарифы на которые устанавливаются региональной властью.
Сейчас в Ярославской области стоимость проезда одной зоны в электричке составляет 20 рублей. А вот экономически обоснованный тариф, по данным железнодорожников, исчисляется суммой в 55 рублей. По идее, разницу им должен бы возмещать бюджет региона, установившего тариф на пригородные пассажирские перевозки. Но на практике это делается лишь частично. А в итоге приходится экономить на собственных зарплатах и урезать средства, которые необходимо направлять на эксплуатацию, модернизацию и развитие сложного комплекса сооружений и технических средств, обеспечивающих перевозки. И грядущий 2015-й год грозит сохранением тенденции, когда проблема «перекладывается с больной головы на здоровую».
– Наши ожидаемые убытки составят 524 млн., а в бюджете заложено 214 с копейками. Если не придем к договоренности, в следующем году без сокращения пригородных поездов не обойтись, – прогнозирует Василий Билоха. – Относиться будем щадяще, но то, что я говорю, известно всем губернаторам и, безусловно, законодательным собраниям, которые утверждают бюджет.
К чему может привести нежелание платить долги, демонстрирует соседняя Вологодская область, где остались всего две пары электричек. Печальный пример вологжан, кажется, подействовал.
– Дальше недофинансировать пригородные перевозки нельзя. Необходимо идти на полное погашение задолженности. Если говорить по СЖД, мы имеем регионы, которые близки к этому. Это Коми, почти полностью погасила, есть тренд по Ивановской области. Имеем неплохие погашения по Архангельской области, продвинулись с компенсацией по Ярославской области, – перечисляет Василий Александрович.
Железнодорожники рассчитывают все же, что в 2015 году областные власти на деле обеспечат ярославцам доступные и безопасные пригородные пассажирские перевозки.
КСТАТИ
СЖД подвела итоги проводившегося в сети Интернет фотоконкурса «Моя безопасная дорога». Его идея очень актуальна: скорости на железнодорожном транспорте растут, поэтому экстремалы-зацеперы, нетрезвые люди, дети и попросту невнимательные граждане-пешеходы и водители сильно рискуют. Да еще ставят под угрозу жизнь пассажиров и поездных бригад.
Поэтому большое внимание уделяет разъяснительной работе и техническим средствам, которые позволяют уменьшить риски. А в Госдуме, между тем, готовят решение о многократном увеличении штрафов для тех, кто не желает соблюдать несложные правила безопасности.