Опыт больших перемен

ОАО «Славнефть-ЯНОС» – не только одно из крупнейших предприятий Ярославской области, но и его «визитная карточка». О связи завода и региона, о достижениях коллектива ЯНОСа мы говорим с его генеральным директором А.А. НИКИТИНЫМ.

Опыт больших перемен

– Александр Анатольевич, именно на вашем предприятии, тогда еще совсем юном, снимались герои всем известного фильма «Большая перемена». И действительно, с появлением НПЗ в Ярославле и Ярославской области произошли большие перемены. Как вы сами оцениваете вклад вашего завода в развитие региона?

– С позиций сегодняшнего дня нужно отметить, что «Славнефть-ЯНОС» – один из крупнейших налогоплательщиков области. Важно и то, что у нас работают более 3000 ярославцев – вместе с членами семей это достаточно большое число горожан. Всем сотрудникам завода мы стремимся обеспечить конкурентоспособную заработную плату, весомый социальный пакет, широкие возможности для профессионального и карьерного роста.

Развиваясь в советское и постсоветское время, предприятие внесло заметный вклад в формирование облика Ярославля. Здесь можно вспомнить жилищное строительство – на карте города появился совершенно новый крупный микрорайон с развитой инфраструктурой, детскими садами, школами; спорткомплекс «Атлант»; стадион «Славнефть» и ДК «Нефтяник», которые мы передали городу в муниципальную собственность.

По-прежнему мы стараемся поддерживать наш детский оздоровительный лагерь, услугами которого пользуются и семьи наших работников, и сторонние организации, и частные лица. Сейчас количество таких оздоровительных центров заметно сократилось, поэтому мы считаем сохранение нашего загородного комплекса одним из главных приоритетов в плане социальной ответственности. То же самое относится и к работе санатория-профилактория «ЯНОС», востребованного нашими работниками и жителями региона. Он сочетает в себе удобное и красивое место расположения с хорошим набором качественных медицинских услуг. Правда, в 2015 году окрестности там «почистил» ураган, но мы быстро привели территорию в порядок: теперь там новые зеленые насаждения.

Наконец, стоит отметить и тот факт, что в свое время завод участвовал в строительстве немалого числа объектов, которые, казалось бы, прямого отношения к нему и не имеют. Но в советские времена логика принятия решений была иной, отличавшейся от сегодняшних реалий рыночной экономики. Например, в рамках нашего проекта строительства гидрокрекинга в 1980-х годах возведена областная санитарно-эпидемиологическая станция. Подобных примеров было немало.

Ежегодно реализуется программы благотворительности на основе Соглашения о сотрудничестве с правительством Ярославской области. В течение года выделяется около 80 млн. рублей на поддержку различных социальных проектов: детских учреждений, спортивных организаций, помощь социально незащищенным категориям граждан, развитие социальной инфраструктуры, сохранение духовного и культурного наследия.

– В этом году Ярославской области исполнилось 80 лет, а вашему заводу – 55. Тоже юбилей! Насколько предприятие изменилось за это время?

– Развитие завода было непрерывным и, конечно, он очень изменился. В 1961 году, когда была отправлена в Ленинград первая партия «новоярославского» бензина, здесь была всего одна установка перегонки нефти, а затем выросло огромное предприятие.

По объему производства наши показатели не меняются с середины 1970-х годов, но с тех пор полностью изменилось качество получаемых продуктов. В 2012 году мы завершили программу перехода на Евро-5: с того времени все наши бензины и дизельное топливо соответствуют высшему экологическому стандарту. Он еще не является в нашей стране обязательным, но ЯНОС стал одним из первых российских нефтеперерабатывающих предприятий, взявшим эту планку.

Напомню, что в 1996 году на нашем заводе началась масштабная и планомерная реконструкция. Ежегодно на смену устаревшему вводилось современное оборудование, были возведены более 20 крупных промышленных объектов. Благодаря этому сейчас «Славнефть-ЯНОС» – один из самых современных и эффективных НПЗ на территории бывшего СССР. Разумеется, это напрямую отразилось на условиях труда нашего персонала, росте его квалификации, повышении безопасности производства.

Серьезных результатов мы добились и с точки зрения экологии, защиты окружающей среды. Еще в конце прошлого века назад завод приступил к переработке отходов, накопившихся за первые десятилетия деятельности. Сейчас у нас нет ни одной открытой площадки хранения отходов. Ну, а самое главное – мы перешли на технологию закрытого, герметичного налива нефтепродуктов в различные виды транспорта. Сейчас заканчиваем строительство последней предназначенной для этого эстакады, после чего никаких испарений при отгрузке готовой продукции на ЯНОСе больше не будет никогда.

– Кто сейчас является вашими клиентами?

- Вся округа - основная зона присутствия АЗС наших акционеров. В первую очередь, это Ярославская, Владимирская и Костромская области. Очень много отправляется в Москву. Примерно 60% дизельного топлива Евро-5 идет за рубеж. Кстати, мы были первыми, кто начал заполнять новый нефтепродуктопровод до Приморска, уже затем подключились и другие НПЗ.

– Каких хороших новостей нам ждать от вас в обозримом будущем?

– Сейчас прорабатывается очень серьезный проект глубокой переработки тяжелых остатков. Оценивается он примерно в 2 млрд. евро, поэтому в течение нескольких лет мы проводим необходимый анализ и исследования, сравниваем технологии, чтобы не ошибиться в выборе. Задача в том, чтобы повысить глубину переработки нефти. Сейчас после получения светлых нефтепродуктов у нас остается мазут, который в России пользуется все меньшим спросом, поскольку ТЭЦ и котельные в большинстве своем уже перешли или переходят на газ. Мазут экспортируется за рубеж, но это дешевый товар. Выгоднее из того же количества нефти производить больше бензина и дизельного топлива.

Еще один интересный проект мы намерены реализовать уже в 2017 году. Речь идет о так называемых маслах третьей группы. Автомобилисты знают, что сейчас все моторные масла производятся на синтетической и полусинтетической основе. Эту базу наши предприятия импортируют из-за рубежа, поэтому и масла в итоге достаточно дорогие. Мы намерены наладить производство базовых масел на ЯНОСе. Это то самое импортозамещение, от которого выиграть должен и наш завод, и российский потребитель, и страна. Жизнь показала, насколько важно не зависеть от поставок из-за рубежа, развивать и налаживать свое, отечественное производство.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру