Вчера, сегодня… Завтра?

Анатолий Лисицын стал первым губернатором Ярославской области в ее существующих границах и в составе новой России. Мы вспомнили с сенатором те времена и поговорили о делах сегодняшних.

Вчера, сегодня… Завтра?

– Анатолий Иванович, ситуация августа 1991 года и ее последствия – распад СССР и изменение системы власти – для всех была неожиданной. С каким настроением вы взяли на себя управление Ярославской областью?

– Откровенно говоря, я этого вовсе не планировал. В тот момент я уже примерно полтора года был мэром Рыбинска и намеревался продолжать эту работу. К тому же наш областной Совет провел голосование, чтобы представить Ельцину кандидатуру на пост главы области. Рассматривались четыре человека: председатель облисполкома Владимир Андреевич Ковалев, предприниматель, пионер кооперативного движения в Ярославской области Анатолий Федорович Гусев, депутат российского парламента Николай Иванович Непряев и ваш покорный слуга. При этом по итогам рейтингового голосования я набрал гораздо меньше голосов, чем В.А. Ковалев и Н.И. Непряев. Я успокоился и поехал работать в Рыбинск. А через пару недель пришел вызов в Москву, на собеседование.

Оказалось, что другие области в Москву посылали одного кандидата, но у нас на сессии облсовета было принято решение отправить весь список. Пусть, мол, в столице и решают, кому быть главой области.

Собеседование проводил президент Ельцин и члены его команды. Понимая, что мои шансы минимальны, я чувствовал себя совершенно свободным, сказал все, что считал нужным. Не мудрствуя лукаво, изложил свое видение ситуации и взгляд на проведение рыночных реформ. Тем более, что положение у нас было аховое. Как мэр города я изо дня в день сталкивался с тем, что полки в магазинах окончательно оголились, мы не могли найти даже элементарных макарон, чтобы закрыть их… Видимо, эта откровенность и раскрепощенность произвели впечатление.

Вновь вернувшись в Рыбинск, еще через пару недель я получил телеграмму о назначении исполняющим обязанности главы администрации Ярославской области. Конечно, для меня это решение было неожиданным, но помогло то, что уже был накоплен определенный опыт руководства предприятием и достаточно крупным городом.

Впрочем, когда я взялся за формирование своей команды, то быстро пришел к выводу, что мне не обойтись и без опыта моих предшественников. Поэтому на ключевые позиции я пригласил и опытных профессионалов из прежнего облисполкома, и достаточно молодых тогда людей из других структур и сфер деятельности. (Отметим: заместителями губернатора Лисицына работали, в том числе и его недавние «конкуренты» А.Ф. Гусев и Н.И. Непряев – Ред.) В итоге у нас сложился достаточно эффективный коллектив. С одной стороны, он был динамичным, а с другой, позволил не совершить многих лишних ошибок. Тогда ведь было очень сложно работать, поскольку еще мало что знали о рыночных механизмах, а прежнее госрегулирование уже ушло в прошлое.

– Что вы тогда считали главным для экономики Ярославской области?

– Восстановление прежних связей с бывшими союзными республиками. Именно от этого зависели загруженность наших предприятий, доходы граждан и бюджета. Быстро выяснилось: бесполезно идти обычным путем: через письма, комитеты, департаменты, министерства… Все затянется и утонет в бюрократии. Поэтому я начал работать с президентами. Первым был А.Г. Лукашенко, потом – лидеры Прибалтики, Средней Азии, Украины… Так работа пошла быстрее – прямое распоряжение первого лица приносит результат. Первой из начавших осуществляться общегосударственных программ стало взаимодействие нашего «Автодизеля» и Минского автозавода.

– В чем вы видели сильные стороны региона?

– Безусловно, сильная сторона нашей области – ее промышленность. Она помогала нам, затем помогала губернатору Вахрукову, сегодня помогает губернатору Ястребову. Вопрос в том, что нужна динамичная позиция по поддержке предприятий и привлечению инвестиций. Дело в том, что наша промышленность традиционно была развитой, но выпускала очень мало конечной продукции, а продажи комплектующих зависят от уровня и качества взаимоотношений с партнерами из других регионов и стран. Поэтому работа была очень сложная.

К сожалению, то, что мы видим сейчас – это лишь остатки прежних наработок. Самое важное, что мы потеряли – это перспективы в авиадвигателестроении. Мы с Ю.В. Ласточкиным очень кропотливо создавали на базе Рыбинска крупнейшую в стране авиадвигателестроительную корпорацию. Для ее развития мы передали мощности Волжского машзавода, мэр Москвы Ю.М. Лужков пошел навстречу в переводе в Рыбинск КБ «Люлька-Сатурн». В корпорацию должны были войти Пермский и Уфимский заводы, уже были подписаны письма руководителей соответствующих регионов…

Увы, сейчас все это ликвидировано, мы остались у разбитого корыта. Потеряли огромную налогооблагаемую базу и градообразующее предприятие, которое могло бы дать серьезный импульс для развития экономики Рыбинска, Ярославля и области в целом. Для меня это самый больной момент.

– Недавно в облдуме устроили разнос администрации области за работу по привлечению инвестиций. Депутат Евгений Заяшников отметил: «По темпам роста Ярославская область сейчас – одна из самых последних, а раньше мы всегда были в первых рядах!». Александр Гончаров сказал, что «Важнейшее направление экономики у нас в болотном, спящем виде. Я так и не понял, какая программа по созданию условий для инвестиций у нас действует?»… В чем же дело?

– Нет инициативы, нет команды, которая инициировала бы прорывные программы. А если у вас нет реальных предложений, то к вам не будет и внимания – ни от инвесторов, ни от Москвы. Ведь деньги просто так не дают – нужна аргументированная программа, которую можно изучить и просчитать эффект. Если этого нет, то и говорить не о чем. А еще нужна последовательная работа, а не хаотичные метания.

Приведу два примера. В 2013 году Д.А. Медведев подписал письмо – у него попросили для организации переправы в Тутаеве ледокольный катер. Этот проект оценивается примерно в миллиард, поскольку необходимо строить причалы на обоих берегах. Но зачем это нужно, если еще в бытность мэром Тутаева Яна Андреева у нас была разработана программа по канатной дороге, которая стоит всего 350 миллионов? В результате 3 года «висит» и то, и другое, хотя тутаевцы уже съездили в Нижний Новгород, познакомились с их канатной дорогой (она самая длинная в Европе — 3661 метр) и убедились: им нужен именно такой транспорт. Обратились ко мне, я поехал в Минтранс. Министр мне говорит: «Конечно, канатная дорога лучше». Оказывается, это один из их приоритетов, сейчас в Хабаровске трансграничную канатную дорогу в Китай, через Амур, строить собираются. А мы годами сидим меж двух стульев.

Несколько месяцев назад я привез письмо о том, что правительство Киргизии готово купить совхоз «Киргизстан» для создания российско-кигизского центра. Дело в том, что правительство РФ в прошлом году выделило им 500 млн. долларов на развитие малого и среднего предпринимательства, за счет которых киргизы и хотят создать центр. И снова - решение вопроса затянулось в Ярославской области…

Схожим образом складывается ситуация и с другими инвесторами – как правило, их предложения рассматриваются ни шатко ни валко, а своих четко проработанных программ у региона тоже нет. Такие вещи всех расхолаживают.

– Вы большую часть своей карьеры были и остаетесь лицом выборным. Сейчас прошли праймериз, скоро выборы в Госдуму. Что вы можете сказать о программах кандидатов, на что следует обратить внимание избирателям? Ведь от этого тоже зависит будущее региона…

– Честно говоря, программы меня удивляют. Такое впечатление, что кандидаты собираются вовсе не в Госдуму России, а в муниципальные или поселковые собрания депутатов: у них всё крутится вокруг текущих крыш, коммуналки и ям на дорогах. Но если вы идете в Госдуму, то должны бороться с тем, что мешает вашей области на федеральном уровне. А это, в первую очередь, система межбюджетных отношений, вопросы выборности руководителей и их ответственности перед избирателями. Именно вы должны обозначить правительству те болевые точки, которые нужно устранить к главным выборам – выборам президента. Именно к ним власть должна очистить себя от ошибок и просчетов. На этом нужно настаивать.

– Что такое лично для вас Ярославская область?

– Это и боль, и определенная воодушевленность. У нас очень хорошая область, очень хорошие люди, хороший потенциал и перспективы. Уникальное культурно-историческое наследие. Удивительные транспортные возможности: Волга, аэропорт, система автомобильных и железных дорог. В общем, есть всё для того, чтобы успешно развиваться. Но это нужно делать динамично и с умом.

К сожалению, складывается ощущение, что сейчас нам не хватает мозгового центра и воли первого руководителя. Альтернатива этому – состояние тихого спокойного болота, на которое мало кто обращает внимание. Возможно, кому-то так удобнее. Но вряд ли это

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру