Годы тренировок
- Цирк – любовь и дело всей моей жизни, - признается Алексей Сергеевич. - В детстве, еще в советское время, я ходил на все цирковые представления в Ярославле. Здесь выступали самые лучшие артисты, гордость нашей страны – Олег Попов, Юрий Никулин, канатоходцы Волжанские, акробаты Довейко и многие другие. Я из простой семьи, не имеющей никакого отношения ни к спорту, ни к цирку. Поэтому тренироваться начинал исключительно самостоятельно. С детства занимался всем понемногу: и коньками, и в футбол играл, и конным спортом. А после окончания школы, в 18 лет, чтобы понять что такое акробатика) мне удалось поступить в акробатическую секцию ДК Моторостроителей, к замечательному преподавателю Даниилу Феоктистовичу Иванову. Он научил меня не только акробатической технике, но и правильному сценическому, творческому мышлению, а также методике обучения акробатики. В то время я работал на заводе «Красный Маяк» токарем ( А это были шестидесятые годы.)
Тренировки были ежедневными, и Алексей занимался везде, где мог и где позволяли условия: в спортзале, во дворе, дома и даже в цехе своего завода. Часто принимал участие в самодеятельных концертах - они были очень популярны в то время. И даже гастролировал вместе с известным в те годы ярославским ансамблем «Голубой экспресс» (ДК железнодорожников).
- Летом мы с ребятами-единомышленниками, увлеченными акробатикой, постоянно тренировались на опилочной «яме», которая в то время существовала на стадионе «Шинник», где вход был свободный, - вспоминает Алексей Карулин. - В 1969 году меня заметил известнейший ярославский тренер Виктор Георгиевич Беляйков, подготовивший не одну плеяду талантливых спортсменов-акробатов. Он стал для меня непросто тренером, но и учителем, оказавшим громадное влияние на меня как на тренера и как человека. Со временем я выполнил норматив мастера спорта СССР, а уже в начале 70-х стал работать тренером в ДЮСШ №5 и учиться заочно в нашем пединституте на факультете физического воспитания.
В то же время у молодого тренера появилась семья, родился сын. Хотя было нелегко, но занятия любимым делом стали приносить первые результаты. Уже в 1975 году ученики Алексея Карулина, Ольга Гришечко и Евгений Махаличев, вошли в юношескую сборную страны, через год выиграли юношеский чемпионат, а ещё через 2 года стали и абсолютными чемпионами СССР.
Немалую роль в этом сыграл нестандартный подход молодого, но амбициозного и, я бы добавила, азартного тренера в подготовке спортсменов. Вместе с ребятами он вырабатывал свой собственный, узнаваемый стиль: с повышенной сложностью, оригинальностью акробатических элементов. Не боясь, ломали стереотипы, старались придумывать и нарабатывать оригинальные, необычные, зрелищные вещи. И даже сейчас в цирковых представлениях профессионалы узнают те самые элементы, которым тогда еще не было принято давать авторские имена. К примеру, «двойной» поворот, так называемый «Двойной Диомидовский» - сложнейший элемент, когда верхняя партнерша во время трюка на одной руке поворачивается на 720 градусов.
Так Алексей Карулин, творчески и достаточно жестко воспитывая учеников, приобретал неоценимый тренерский опыт и вырабатывал свой, неповторимый «карулинский почерк».
Годы Солнца
Как же в жизнь состоявшегося тренера пришел цирк, да еще и не простой, а тот самый - Дю Солей?
- Цирк стал закономерной случайностью, если можно так выразиться, - признается Алексей Сергеевич. - После активной тренерской работы в большом спорте я ушел в мэрию Ярославля, проработал в системе образования несколько лет и параллельно занимался постановкой различных городских праздников (Ред. - Именно он один из тех, кто стоял у истоков празднования в Ярославле Дня города и чествования лучших спортсменов области). Но как вы сами понимаете, там нет большой возможности экспериментировать, придумывать – одним словом, созидать (Улыбается).
И поэтому, по словам тренера, когда его ученики, которые к тому времени уже работали в «Цирке Дю Солей», позвонили и сказали, что с ним хочет сотрудничать отдел Кастинга в плане организации просмотров и отбора российских спортсменов для последующей их стажировки в Монреале и работы в спектаклях знаменитого во всем мире цирка – он, не задумываясь, согласился.
- Мы провели несколько просмотров-кастингов у нас в Ярославле и в Москве, просматривая акробатов, гимнастов и цирковых артистов. Это уже была привычная для меня стихия, родная и, главное, творческая, - делится Алексей Сергеевич. – Но, когда я впервые посмотрел в Монреале, в Канаде, спектакль цирка «Дю Солей», увидел, как к нему готовятся, какая работа за всем этим стоит – впечатление, конечно, было сильным и незабываемым. Там же мы познакомились с режиссерами, работниками Компании и артистами, наладили деловые контакты. И после этого работа на родине утратила для меня всякий интерес. Я переехал в Канаду и начал заниматься тем, о чем мечтал всю жизнь – быть не просто тренером, но и создателем акробатических номеров в цирке «Дю Солей»!
Это был для него удивительнейший период! Желанное творчество, не ограниченное жесткими рамками большого спорта, вдохновение, искусство и успех у публики – все то, к чему стремилась всю жизнь его душа. Акробатика, технические «ухищрения» были не целью, а средством для создания художественного образа - и получались действительно запоминающиеся номера. И результатом такой работы стало четкое понимание тех моментов, когда акробатический элемент переходит в артистический образ. А также бесценный опыт тренерской и одновременно режиссерской работы с артистами разных национальностей, когда понимание и контакт строится не столько через переводчика, сколько с помощью живого визуального, невербального контакта. С каким воодушевлением Алексей Сергеевич рассказывал об этом – деле всей своей жизни! У меня в этот момент было ощущение того, что передо мной сидит счастливый человек.
Канадский контракт Алексею Карулину руководство цирка продлевало в течение 10 лет. И сейчас ярославский тренер представляет интересы цирка «Дю Солей» по всему миру, консультируя различные проекты. За последний год пришлось побывать в Сингапуре, Лас-Вегасе, Токио, во многих европейских странах. И везде требовалась помощь тренера по акробатике, которую Алексей Сергеевич оказывал всем, кто нуждался в ней.
- За все время моей работы интерес к ней не только не утратился, но и продолжает расти с каждым днем, - резюмирует Алексей Карулин. – Самое главное, без чего я практически не могу обходиться, – новизна, творческие задачи и новые пути их решения. Поэтому рутина – мой враг. Сегодня, помимо акробатов, я тренирую еще и фигуристов по всему миру. В апреле этого года мне вместе с моим учеником Олегом Ушаковым пришлось поработать в одном американском клубе под Детройтом, где на стажировку к известному тренеру Игорю Шпильбанду съезжаются ведущие танцевальные пары мира. Фигуристы сейчас, усложняя свои программы, делают акцент на акробатические поддержки, а это уже наша «поляна». Так, на Сочинской зимней олимпиаде выступят несколько пар, которым мы помогали ставить те или иные элементы, трюки.
Такова судьба нашего земляка – одного из многих. Но насколько она ярка, интересна и поучительна. Твоя судьба – в твоих руках. Много можно достичь, если работаешь не покладая рук и имеешь свою мечту. Мы пожелаем Алексею Карулину дальнейших творческих замыслов и успехов.
Но, к сожалению, в нашем рассказе нельзя обойтись без грустной нотки. Ведь опыт и талант ярославского тренера, впрочем, как и многих россиян, сегодня не востребованны ни в нашем городе, ни в целом в России. Остается надеяться, что это временное явление и совсем скоро потенциал ярославских самородков, таких, как Алексей Карулин, будет нужен и применим не только за рубежом, но и на Родине.
Кто только поможет им?!