МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Ярославль

Сколько зарабатывают в российском кино

Иллюстрация: Анастасия Пожидаева. Предоставлена Кинопоиском

Кинопоиск и МШК представляют исследование о зарплатах режиссёров, актёров, сценаристов и других кинопрофессий.

В исследовании приняли участие 130 профессионалов, ответивших на вопросы о заработке в их специальностях. Проект задуман как первый шаг к диалогу о зарплатах в киноиндустрии и попытка сориентировать тех, кто хочет попасть в творческую профессию или только начинает работу в кино.

Кинопоиск вместе с Московской школой кино посчитал, сколько зарабатывают представители 10 кинопрофессий. Самыми высокооплачиваемыми специальностями, если рассматривать сдельную систему оплаты, оказались актёры, операторы и сценаристы. Многие участники опроса отмечали дефицит квалифицированных специалистов в их сфере, например, среди VFX-художников или кинокомпозиторов, при этом для большинства начинающих специалистов поиск постоянной работы оказывается затруднительным. Об этом представители индустрии рассказали авторам исследования, которые опрашивали респондентов с августа 2023 по май 2024 года.

Сколько зарабатывают в российском кино в месяц*:

  • Актёры — от 100 тысяч до 2 миллионов рублей;
  • Операторы — в среднем от 500 тысяч до 1,2 миллиона;
  • Художник-постановщик — от 400 до 800 тысяч;
  • Режиссёры монтажа — в среднем от 250 до 400 тысяч;
  • Сценаристы — в среднем 300 тысяч;
  • Продюсеры — от 150 до 600 тысяч;
  • Звукорежиссёры — от 150 до 300 тысяч;ч
  • Режиссёры — от 100 до 350 тысяч;
  • VFX-специалисты — от 80 до 230 тысяч;
  • Композиторы — от 30 до 500 тысяч.

*В выборке выше представлены данные о гонорарах линейных, исполнительных, креативных продюсеров, заработок генеральных продюсеров не учитывается. Мы также учитывали гонорары незвёздных режиссёров (без больших кассовых или онлайн-хитов в фильмографии). Режиссёрам-постановщикам и вторым режиссёрам платят за проект, не учитывая длительность работы и неоплачиваемые переработки, поэтому их заработок за месяц может быть ниже, чем у других кинематографистов.

Только часть профессий в киноиндустрии предлагает стабильную систему оплаты: так, сценаристы чаще работают по контракту, VFX-художники получают фиксированную зарплату от студий, в которых они работают, а вторые режиссёры меньше зависят от производственных турбулентностей, поскольку занимаются координацией съёмочного процесса. Размер гонорара во всех кинопрофессиях зависит от количества успешных фильмов в портфолио и репутации в индустрии, особенно для режиссёров и продюсеров. Собеседники-актёры сообщали, что на их доходы также влияют медийность, работа агента и востребованность актёрского типажа.

На текущий момент в России не существует устойчивых и влиятельных организаций, которые бы занимались материальной защитой и благополучием работников, несмотря на множество гильдий и отраслевых организаций. Как отмечает кандидат экономических наук и со-председательница Межрегионального профсоюза кинематографистов Ксения Леонтьева, «профсоюзы в России играют крайне слабую роль и занимают довольно маргинальное положение. Наши профсоюзы не могут выступать в переговорной позиции, чтобы устроить забастовку и потребовать всё, что причитается работникам по трудовому кодексу». 

Михаил Врубель, продюсер: «Важно понять, что генеральный продюсер — не тот человек, которого нанимают на проект и который получает зарплату. Это предприниматель, который сам запускает проект и определяет, сколько он будет себе платить и где откажется от своих денег. То есть если у тебя провалились последние проекты, то ты сам решаешь, можешь ли собрать деньги на ещё один, есть ли у тебя возможность убедить инвесторов и нести риски. Поэтому продюсер — самая прибыльная и самая убыточная профессия, в отличие от актёров, режиссёров, сценаристов, у которых нет финансовых рисков. Каким бы ни был фильм, они получат свой гонорар».

Александр Хант, режиссёр: «Есть масса примеров, когда после кассового провала и невероятного антихайпа вокруг фильма, режиссёр тут же продолжает снимать с теми же бюджетами. Не знаю случаев, когда неудачи приводили к резкому падению гонорара и статуса режиссёра или даже к уходу из профессии. Ощущение, что  индустрия работает по принципу: если человек прошёл через сложное производство с высоким бюджетом, неважно, провалил он или нет, значит, ему можно доверить картину, так как у него есть опыт высокобюджетного проекта».

Об исследовании

Задачей исследования было собрать информацию о средних доходах профессионалов, которые востребованы, но не являются суперзвёздами. При этом в опросах участвовали сценаристы- и операторы-звёзды.

Спецпроект Кинопоиска и МШК «Сколько зарабатывают кинематографисты в России?» опирается на серию интервью с представителями индустрии. Дополнительно в исследование включили данные из открытых источников, Межрегионального профсоюза кинематографистов и документы со ставками от продюсеров и продакшенов, которые они используют для бюджетирования и расчётов гонораров. 

Во время первого этапа исследования провели первичные опросы среди кинематографистов. Потом на основе комментариев составили анкеты, в которых учитывали нюансы оплаты в каждой профессии: где-то сделали классификацию по грейдам, то есть по уровню должности, как в VFX, а где-то — по типу ролей, как у актёров, а где-то — по жанрам, как у сценаристов.

Чтобы контролировать качество выборки, опросники рассылались действующим представителям индустрии, независимым продюсерам, кураторам и выпускникам МШК персонально. Среди собеседников Кинопоиска и МШК, консультировавших исследование — актёр Сергей Гилёв, режиссёр Александр Хант, продюсер Михаил Врубель, сценаристка Елена Ванина, режиссёр Алексей Попогребский, оператор Эдуард Мошкович, звукорежиссёры Илья Путилин, Евгений Горяинов и Никита Ганькин, композитор Николай Скачков, художник-постановщик Аддис Гаджиев, режиссёры монтажа Руслан Исаев, Анна Крутий и Мария Воловик, режиссёр Никита Андриенко, креативный продюсер Максим Иванов, сценарист Юлия Идлис, актёрский агент Екатерина Казакова.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах