ЖКХ: рыба в мутной воде

Почему-то большая часть российских реформ доходит до стадии, когда уже мало кто помнит, с чего и зачем все начиналось, а главное, становится решительно непонятным, чего удалось достичь и куда все это будет двигаться в дальнейшем. Ровно такая ситуация происходит и в сфере ЖКХ, причем уже давненько.

Почему-то большая часть российских реформ доходит до стадии, когда уже мало кто помнит, с чего и зачем все начиналось, а главное, становится решительно непонятным, чего  удалось  достичь   и   куда  все  это будет двигаться в дальнейшем.
Ровно такая ситуация  происходит и в сфере ЖКХ,  причем уже давненько.

 Забота о людях?

И, как «на подбор», вам свежая новость: Госдума РФ в первом чтении обсудила законопроект, «направленный на создание условий для формирования и деятельности общественных объединений в жилищной сфере и сфере коммунальных услуг». Оказывается, контрольные и надзорные органы не справляются с выявлением всех нарушений...

Все это заявляют после того, как вместо былых ЖЭКов мы получили ДЕЗы и РЭУ, сначала муниципальные, а потом и частные УК. Нам обещали, что в сферу ЖКХ придут богатые «дяди» и будут вкладывать деньги в чужую собственность. Но пришли частники и стали выкачивать деньги с наших домов. Когда жители увидели, что ситуация ухудшилась и деньги стали уходить неизвестно куда, нам стали говорить, что собственники должны контролировать управляющие компании и через общие собрания и советы домов решать проблемы дома. Да не тут- то было. На деле оказалось, что УК в доме - «царь и бог» и никакие собрания и советы им не указ. Для них главное - это прибыль.

И вот теперь запутанную ситуацию в ЖКХ должна исправлять «общественность». Государству этим заниматься не с руки. Зато «тасовать» деньги своего населения оно продолжает весьма активно.

К примеру, те же Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные ПП РФ № 354 от 6 мая 2011 г., которые должны были вступить в силу с 1 сентября 2012 года, так и не дошли до нас в первозданном виде. Эти Правила предполагали разделение платы за «коммуналку» на индивидуальное (квартирное) потребление и общедомовые нужды и предусматривали, что оплата за отопление производится только в отопительный период. Но еще летом того года чиновников осенило, что на фоне роста тарифов с началом отопительного сезона граждане получат огромные счета, что чревато ростом социальной напряженности. И правительство России «смикшировало» собственные Правила, разрешив регионам равномерно «размазать» растущие платежи по всем месяцам года. Пусть народ и платит больше, и раздражается меньше. Создается, таким образом, еще одна видимость заботы власти о населении…

А тем временем правительство вносит очередной проект «улучшения жизни россиян» - нововведения в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306), в которых дополнения и изменения в первую очередь коснулись повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и на общедомовые нужды (Так, с 1 января 2015 г. по 30 июня 2015 г. - 1,1; с 1 июля 2015 г. по 31 декабря 2015 г. - 1,2; с 1 января 2016 г. по 30 июня 2016 г. - 1,4; с 1 июля 2016 г. по 31 декабря 2016 г. - 1,5; с 2017 года - 1,6). Одновременно включили «туманную» норму о направлении средств, полученных в качестве разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов, на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Предполагается, что распоряжаться полученными «штрафами» будет исполнитель коммунальных услуг. Но при этом открытым остается вопрос, кто и каким образом будет контролировать целевое расходование собранных средств?

Кроме того, как использовать эти повышающие коэффициенты, если они предусмотрены для определения нормативов потребления коммунальных услуг лишь методом аналогов, а большинство нормативов потребления, утвержденных в соответствии с п.5 постановления Правительства РФ № 354, определяются на практике расчетным методом?

Таким образом, кроме учетной нормативы потребления, с 1 января 2015 года будут выполнять ещё и репрессивную функцию, наказывая граждан за отсутствие любых приборов учета на услуги электроснабжения, горячего и холодного водоснабжения и общедомовых - на отопление. При этом сами граждане должны доказывать, что у них в квартире (доме) может не быть технической возможности установить приборы учета. А ситуация, когда в случае отсутствия общедомового прибора учета в многоквартирном доме будет иметь место рост платы за коммунальные услуги у граждан по причине применения повышающих коэффициентов к нормативам, является вообще абсурдной. Получается, что вся ответственность за установку любых приборов учета в доме переложена исключительно только на жителей. И самое главное: как такой подход согласуется с мерами по ограничению необоснованного роста платы за коммунальные услуги?

И снова платить

Разумеется, на этом фоне нельзя не вспомнить и недавнее поручение премьер-министра страны Дмитрия Медведева, согласно которому нас хотят перевести на авансовую систему оплаты услуг ЖКХ. То есть заставить регулярно платить за еще не полученные услуги.

Логично, «по-государственному» смотрится и инициатива нашего земляка, сенатора от Ярославской области и экс-руководителя «Ярэнерго» Виктора Рогоцкого. Напомним: он предложил ввести запрет на выдачу банковских кредитов должникам по оплате коммунальных услуг. Хотя понятно, что основная проблема низкой платёжной дисциплины россиян заключается в дороговизне услуг ЖКХ на фоне низкого уровня среднедушевых доходов населения. С начала 2012 года рост доходов в России составил всего 4%, а инфляция выросла более чем на 7%. Что же касается услуг ЖКХ, то с 1 июля этого года они выросли в среднем на 12%.

Наконец, стало известно, что в следующем году жителей Ярославской области ждут два неприятных сюрприза: во-первых, повышен региональный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату коммунальных услуг. Он много лет составлял в области 14% (федеральный стандарт – 22%). Но с середины будущего года субсидии на оплату услуг ЖКХ в Ярославской области будут получать лишь те семьи, чьи коммунальные платежи превысят 17% от совокупного дохода семьи. И если сейчас право на получение субсидии имеют 54 563 семьи, то вскоре их число уменьшится на три сотни.

Во-вторых, в зависимости от площади квартиры жителям многоквартирных домов в новом году придется платить за их капремонт. Сейчас речь идет о 5,89 руб. за квадратный метр. Платить должны все и безоговорочно!.. А вот насколько эффективно будут использоваться собранные деньги и не украдут ли их вовсе – можно только догадываться. Больше того, возникает вовсе крамольная мысль: а нужны ли эти платежи? Ведь при хорошем качестве эксплуатации дома, когда деньги не уходят в карман владельцев УК, а действительно расходуются на дом (так, как это происходит в хороших ТСЖ), здание удается содержать и за те деньги, которые жители платят сейчас, без введения нового фонда.

Спрашивается: почему власть постоянно меняет правила игры и выдумывает все новые формы «общественного контроля» вместо того, чтобы просто сделать обслуживание жилья подконтрольной государству

услугой? Почему УК созданы в виде частных фирм, которые вовсе не рвутся вкладывать в ЖКХ деньги и внедрять новые технологии, но зато исправно формируют для своих владельцев прибыль, получаемую за то, что «ничего не делая», они доводят наши дома до необходимости дорогостоящего капремонта – и вновь за наши деньги?

Увы, все чаще возникает ощущение, что систему ЖКХ специально делают все более запутанной, затратной и непрозрачной для граждан. Ведь в мутной воде ловить рыбу легче….

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Прокомментировать сегодняшнюю ситуацию в жилищно-коммунальном хозяйстве мы попросили Надежду ПАУТОВУ, члена партии Российская экологическая партия "Зеленые", руководителя компании ООО «Жилищно-эксплуатационные услуги»:

- Действительно, в самой системе ЖКХ и в оплате жилищно-коммунальных услуг много странного. Например, правительство Ярославской области установило, что в отопительный период при наличии общедомовых приборов учета ежемесячно нужно начислять собственникам квартир одну и ту же среднемесячную цифру за предыдущий год. Например, в октябре по счетчику вы потребили 29,4 гКал, в январе – 110,3 гКал, а среднее значение по прошлому году у вас - 54,4 гКал. То есть в октябре вы должны переплатить, а в январе – недоплатите. А вот УК или ТСЖ с ресурсниками рассчитаться обязаны вовремя. Но откуда они возьмут деньги?

Более того: в конце года нужно сделать перерасчет по счетчикам. И вы будете крайне удивлены, получив огромное начисление в мае, когда отопления у вас может и не быть. Причем, это произойдет вразрез с законом о защите прав потребителей, где написано, что оплате подлежит только полученная услуга. Вдобавок потребителю становится непонятным, зачем ему говорят о необходимости установки приборов учета, если начисления все равно производят «от среднепотолочного».

Еще один обман населения придумала наша облдума - это введение доступной цена за энергоресурсы, т.е. тариф для ЭСО утвердили один - высокий, а населению выставляют другой - меньше, чтобы народ не увидел, как департамент топлива и энергетики и регулирования тарифов ЯО «облагодетельствовал» ресурсников. Разницу эту решили компенсировать из бюджета, т.е. за счет тех денег, которые могли бы пойти на детские завтраки и общественные дружины-помощников полиции в борьбе с преступностью. Ресурсники получат все свои деньги, а вот ТСЖ и УК окажутся в прогаре, т.к. в бюджете нет денег на выплату разницы в тарифах, возникает угроза отключения воды.

А теперь о капитальном ремонте. Перед выборами все кандидаты в депутаты областной думы обещали не допустить или отложить введение в действие закона о капитальном ремонте. Но вот наступили послевыборные будни и теперь уже не кандидаты, а депутаты говорят, что УК должны убеждать жителей, что этот закон нужен и деньги надо платить. Но меня удивляет, почему убеждать должны управляющие компании, а не депутаты и власть. Ведь УК – главные враги населения, именно это звучало во всех выступлениях депутатов и только ленивый не ругал УК. И теперь, чтобы показать, что это не мы-депутаты такие плохие, а снова эти УК денег хотят, снова подставляют УК под удар населения.

Такой ситуации не было бы, если организационно правовая форма управляющих компаний была другой - некоммерческие организации, как те же ТСЖ. Ведь и УК, и ТСЖ - одна из форм управления МКД, но вот только одна форма коммерческая, а другая (ТСЖ) – нет.

И если бы УК тоже стали некоммерческими организациями, то вполне вероятно, что многие проблемы отпали бы сами собой. И люди вздохнули бы с облегчением.

ЦИТАТА

В зависимости от площади квартиры жителям многоквартирных домов в новом году придется платить за их капремонт. Сейчас речь идет о 5,89 руб. за квадратный метр.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру