И по сей день ООО «НПРМ «Яблоко» идет своим нелегким путем, о котором мы беседуем с директором мастерских Александром Рыбниковым.
– Александр Станиславович, как «Яблоко» вызрело в Борисоглебе?
– В конце 1980-х я стал руководителем Борисоглебского участка Ярославской реставрационной мастерской. У меня была мечта восстановить уникальный монастырь, расположенный неподалеку. Так, чтобы не только отдельными объектами заниматься, а весь комплекс отреставрировать. Тогда это казалось возможным: ожил интерес к истории, развивалась сеть реставрационных участков, местная власть помогала. Да и народ тоже, у молодежи считалось интересным приехать в монастырь, чтобы поработать, в том числе безвозмездно. Но вскоре все стало рушиться: дело шло к развалу.
И вот мы сидели, пили чай и думали, что делать дальше. Я, Володя Афанасьев, наш главный бухгалтер, Олег Волков, Леша Иванов – он сейчас в Костроме. Мне было за 30, им за 20. Молодые, глаза горели. Было ясно, что, как государственный, наш участок существовать уже не сможет. Нужно уходить в свободное плавание.
Мы как раз купили какую-то брошюрку о недавно разрешенных государством кооперативах и обществах. Стали ее листать, увидели «смешанное товарищество», на слух понравилось, ведь все мы - товарищи. На тот момент это была простейшая форма частной собственности, и мы принялись регистрировать Проектно-производственное смешанное товарищество «Яблоко». Лицензию тоже в числе первых получали, одновременно с «Ярхимпромстроем».
- А название как выбирали?
- Каждый написал на бумажке свое. Бросили в шапку, перемешали и вытащили. Название «Яблоко» предложил я. Просто ассоциаций было много: адамово яблоко; яблоко, которое Ньютону на голову упало; лейбл Apple (яблоко) группы «Битлз», музыку которой я любил. А еще яблоко раздора… Интересно было: не рассоримся ли, не развалится ли наше «Яблоко»? И за 20 лет мы ни разу не поссорились.
- Став «Яблоком», вы продолжили работать в Борисоглебском монастыре?..
- По-моему, у нас это лучший, уникальный монастырь. Он появился в 14 веке, а каменные постройки датируются 16 веком – потому и мечтал им заниматься. Эта мечта осуществилась процентов на 40–50. Мы практически все памятники вывели из аварийного состояния. Но ушли в 2002 году – нужно было освобождать место для Церкви, которой передан монастырь.
Было, конечно, тяжело – ведь мы там не только работали, но, в буквальном смысле слова, жили. Там же была наша производственная база. Хорошо, что нашлись люди, которые помогли нам. Это и борисоглебец, депутат Госдумы Анатолий Николаевич Грешневиков, и Владимир Александрович Ковалев – в то время председатель областного правительства. Он и выгонял нас из монастыря, и одновременно поддерживал. Отстроили мы в результате на новом месте и производственную базу, и дома свои – там, где когда-то учебное поле было, площадка для начинающих трактористов. Теперь это уже не поле, а улица Яблочная.
– Перед тем, как уйти из монастыря, вы выполнили уникальную работу по выпрямлению накренившейся стены, которую кое-кто предлагал просто разобрать. Как это удалось?
– Для кого-то это, может быть, была просто стена, выполняющая роль ограждения. Но для нас – памятник архитектуры, доставшийся в наследство от предков. Поэтому мы ее выпрямили, не разбирая. Это, прямо скажем, не рядовая работа. Помимо знаний, пришлось приложить и сообразительность, и смекалку. В знак признания нас пригласили в Москву – попросили произвести восстановление такой же стены уже для старообрядческого Преображенском монастыря.
– У вас какой-то свой секрет?
– Да нет никаких секретов. Всего-то нужны пять человек, ручной труд и никаких особых механизмов. По сути, это похоже на детскую качель: с одной стороны давишь - другая вверх идет и поднимает стену. Нужен только хороший инженерный расчет и правильное исполнение. Все-таки отрубленный с краев и снизу фрагмент стены весил несколько тысяч тонн, тут ошибаться нельзя.
– Инженерный расчет – это по вашей части?
– Да, инженерными вопросами в «Яблоке» занимаюсь я. Этим сейчас по большей части мы и зарабатываем. Ведь после изменений в законодательстве, заказы на реставрацию размещаются через конкурсные процедуры. А чтобы участвовать в конкурсе, нужно залог вносить. Простая арифметика: крупный заказ – крупный залог, несколько миллионов рублей. У нас таких денег нет. Поэтому работаем на субподряде с крупными фирмами, московскими в том числе.
– Какие последние проекты вам особенно запомнились, где работаете сейчас?
– Выпрямление колокольни Николы Мокрого и стен Присутственных мест на Советской площади в Ярославле. Сейчас восстанавливаем Федоровский монастырь в Переславле, где начинал профессор И.Б. Пуришев ( мне довелось с ним в молодости работать). Собор, старые покои, игуменский корпус – это 17 век. Участвовали в реставрации древнейшего Спасо-Преображенского собора в Переславле. Есть проект восстановления 50-метровой колокольни в Угличском районе, в Прилуках. Восстанавливаем Кирилло-Афанасьевский монастырь на Советской площади. Работаем вместе с нашими партнерами-коллегами Андреем Ржевским, Вячеславом Сафроновым.
Когда-то в самом «Яблоке» было около 100 человек, а сейчас 20, и мы продаем не руки, а головы. А руками работаем там, где нам это интересно, как реставраторам.
– А в каком, по-вашему, состоянии находится ярославская школа реставраторов в целом?
– Наша школа - одна из известнейших в стране. П.Д. Барановский, И.П. Пуришев, С.Е. Новиков, Л.С. Васильев – все мы учились у них. Теперь в деле остались немногие – по пальцам пересчитать. Да и молодежь сегодня думает в первую очередь о деньгах. В итоге мы получаем не реставраторов, а обычных строителей-ремонтников. Реставрация же, как таковая, перестает существовать, поскольку требует совершенно другого подхода и человеческих качеств, чем принято ныне.
- Невидимая рука рынка сделала свое дело?
- По опыту скажу, что редко встречаются собственники, которые по-настоящему заболевают именно научной реставрацией объекта, проводят серьезное исследование и обсуждение того, как его нужно восстанавливать.
Ведь тут важно все, вплоть до применяемых технологий и материалов. Сделаешь вместо обмазки штукатурку – и вид памятника уже не будет соответствовать времени его постройки. А у нас споры начинаются уже в ходе работ, а то и на стадии сдачи объекта. И пожалуйста - спохватывается общественность, чиновники, прокуратура, суды. То, что можно было сделать за пару лет (но казалось, что это слишком долго), в результате тянется пять-шесть. За это время здание «съедает» деньги вместо того, чтобы их приносить.
Сначала потенциальные заказчики нас не слушают, вместо реставрации проводят ремонт, а то и перестраивают объект. А потом опять зовут – спасать уже испорченную ситуацию. Так что, невидимая рука рынка учит совсем другому: нужно сначала думать, а потом делать.
Врезка
«Научно-производственная реставрационная мастерская «Яблоко» (ООО «НПРМ «Яблоко») занимается проектированием и строительством зданий и сооружений, исследованием и реставрацией памятников архитектуры. Год образования предприятия – 1991.
ООО «НПРМ «Яблоко» является правопреемником одного из подразделений государственной Ярославской специальной научно-реставрационной производственной мастерской (ЯСНРПМ).
ООО «НПРМ «Яблоко» осуществляет весь цикл реставрационных работ: научное исследование, изготовление проектно-сметной документации, производство работ по реставрации, реконструкции, воссозданию и ремонту памятников истории и культуры.
Организация имеет действующую лицензию Министерства культуры РФ на право выполнения работ на памятниках истории и культуры федерального и местного значения.
За 20 лет деятельности мастерской была проведена реставрация нескольких десятков объектов на территории Ярославской области, в т.ч. Борисоглебского, Николо-Улейминского, Троице-Варницкого, Спасо-Яковлевского монастырей, Ростовского кремля, а также в Москве, Костроме и других городах
Одним из основных направлений ООО «НПРМ «Яблоко» является выполнение работ по инженерной реставрации: выправление крена крепостных стен, башен, колоколен, укрепление методом инъектирования сводов, стен и фундаментов, устройство гидроизоляции стен существующих зданий.
Для тех, кто хочет сделать приятное:
В свой музейчик «Яблоко» принимает все, что с вязано с яблоками, – сувениры, игрушки, книжки, стихи и шутки.