Ярославский «Трикотаж»: от простого к сложному

C 1980 года в нашей стране 10 июня отмечается День работников легкой промышленности

Именно эта отрасль в буквальном смысле слова находится ближе к телу потребителя, чем большинство других. И хотя на российский рынок бурным потоком хлынули азиатские товары, в Ярославской области есть свои примеры успешной работы легпрома.

C 1980 года в нашей стране 10 июня отмечается День работников легкой промышленности

Давняя знакомая

Один из них – уникальная история ЗАО «Трикотаж», Ярославской трикотажной фабрики, которая экспансии зарубежного ширпотреба противопоставила стратегию модернизации и перехода на выпуск продукции по мировым стандартам.

История трикотажной фабрики началась в 1927 году. До середины 1970-х она располагалась в центре Ярославля, на ул. Крестьянской, а затем была переведена за Волгу. Это было достаточно крупное предприятие: численность работников фабрики в те времена составляла около тысячи человек. А специализировалась она на производстве массовых потребительских товаров для населения города и области. Здесь работали швейное и вязальное производства. Продукция была незамысловатой, но нужной – майки, халаты, пижамы и другие изделия, хорошо известные жителям региона.

Вскоре после того, как трикотажную фабрику из центра Ярославля перевели в растущий Заволжский район, где она находится и сейчас, началась перестройка с ее швейными кооперативами. В общем-то, во многом с них и начиналась история частного предпринимательства в новой России. Затем распахнулись границы, и наша легкая промышленность в одночасье столкнулась с жесткой конкуренцией.

Ярославская трикотажная фабрика держалась на плаву. Очень много она занималась розницей – ее магазины работали в Ярославле и области, а также соседней Костроме. Но поскольку продукция предприятия была дешевой, магазины скорее приносили убыток, чем прибыль. При небольшом обороте и низкой рентабельности нужно было держать персонал, нести расходы, связанные с арендой и содержанием помещений.

Как и на большинстве отечественных предприятий легкой промышленности, финансово-экономическая ситуация на Ярославской трикотажной фабрике становилась все более трудной.

Место под солнцем

Как известно, бизнес живет по принципу: развивайся или умри. В середине «нулевых» на Ярославской трикотажной фабрике произошли большие изменения. Пришедшая на завод новая команда во главе с управляющей ЗАО «Трикотаж» Натальей Масленниковой и нынешним генеральным директором Евгением Крейсбергом, в корне изменила политику предприятия, сумев найти новые рынки сбыта и обеспечив производство востребованной потребителями современной продукции.

С низкорентабельными торговыми точками «Трикотаж» расстался,сейчас сохранен лишь один магазин, который находится на территории фабрики в Ярославле. Сама же Ярославская трикотажная фабрика стала работать с постоянными крупными заказчиками, что позволяет иметь гарантированный сбыт продукции с более высокой долей добавленной стоимости. При этом появились два новых филиала – производственные площадки в Полушкиной Роще и Красных Ткачах.

Новым основным направлением деятельности предприятия стало производство термобелья для любых погодных условий и различного предназначения: повседневного, для занятий активными видами спорта, для работы в суровых климатических условиях. Постоянными заказчиками такой продукции стали крупные компании, в том числе и владельцы торговых марок с мировой известностью.

На фабрике нам объяснили: этот вид продукции предназначен для того, чтобы человеку было тепло и комфортно в любой ситуации. Это функциональное нижнее белье, основным назначением которого является сохранение тепла и отвод влаги с поверхности тела. Термобелье не греет, а сохраняет наше тепло. ЗАО «Трикотаж» предлагает производство термобелья на заказ под торговой маркой заказчика. Мужские, женские, детские модели любой сложности опытные конструкторы и технологи создают по желанию заказчика, учитывая все его потребности. Изготавливается термобелье из двух- и трехслойных полотен различного состава и переплетения. Вся продукция производится в соответствии с ГОСТами РФ и имеет санитарно-эпидемиологические заключения.

При этом «Трикотаж» выпускает и другие виды продукции: белье, мужские, женские и детские головные уборы, шарфы, джемпера, жилеты, жакеты. Хорошо известна компания и тем, кто работает на рынке рекламы, а также корпоративным клиентам. ЗАО «Трикотаж» предлагает им широкий ассортимент изделий для рекламных и различных культурно-массовых мероприятий. Это шапки, шарфы, футболки и другая продукция, на которую наносятся необходимые логотипы. Заказчиков привлекают разнообразие цветовой гаммы и размеров, высокое качество отечественной продукции, цены от производителя и оперативность исполнения заказов.

Для того чтобы занять и удерживать на рынке эксклюзивную нишу, выпускать продукцию, которая была бы востребована для компаний-заказчиков с мировыми брендами, на Ярославской трикотажной фабрике пришлось многое изменить. Закупить современное импортное оборудование, изучить новейшие технологии, обучить персонал. Одним словом, провести модернизацию в полном смысле этого слова.

Теперь процесс производства включает в себя стадии, которых раньше не было. В былые годы фабрика закупала готовое полотно. После приобретения необходимого оборудования ярославские трикотажники покупают только пряжу, а ткут, вяжут, красят и ворсуют полотно сами. Затем оно поступает в раскроечный и швейные цехи. Таким образом весь производственный цикл – от сырья до упаковки и отправки продукции заказчику – протекает внутри предприятия, что позволяет соблюдать технологии и обеспечивать требуемое высокое качество продукции. Больше того: сейчас Ярославская трикотажная фабрика предлагает широкий ассортимент полотен, производимых на заказ, в том числе из сырья заказчика, и крашение трикотажных полотен в любой необходимый клиенту цвет.

Кадры решают все

Грамотный управленец понимает: высокие технологии требуют высокого уровня подготовки кадров. Численность работников фабрики в последние годы стабильно сохраняется на уровне 350 человек. И хотя предприятию по-прежнему требуются люди (ведь коллектив преимущественно женский, а это создает свою специфику – продолжительные больничные тут не редкость), текучесть кадров в последние годы резко сократилась. В первую очередь это обусловлено тем, что выплата заработной платы стала стабильной. При этом ее средний размер значительно превышает среднеотраслевые показатели. К тому же заработок на фабрике повышается, действуют механизмы материального стимулирования эффективных работников, обеспечивается полный соцпакет. В особой цене – высококвалифицированные швеи, гладильщицы, наладчики оборудования.

- В принципе, сейчас у нас проблема с персоналом решена, - рассказала нам начальник отдела кадров Наталья Дмитриева. – При необходимости мы обучаем сотрудников на месте. С удовольствием берем практикантов, многие из которых остаются у нас работать. Дружим с ярославским техникумом легкой промышленности – его студенты и преподаватели регулярно у нас бывают, и могут сравнивать, как год от года развивается предприятие. У нас много технологов и мастеров с высшим образованием. Мы участвуем в ярмарках вакансий, в том числе и в соседних регионах. В прошлом году к нам пригласили очень квалифицированных и перспективных выпускниц Костромского государственного технологического университета, где готовят специалистов для легкой промышленности.

Действительно, если девушка из сельской местности закончила университет по направлению «Технологии и проектирование текстильных изделий», то в село она уже вряд ли вернется. И выбирая между тем, чтобы остаться, например, в Костроме или поехать в Ярославль, наверняка отдает предпочтение Ярославлю – и город больше, и перспективы интереснее, и зарплата в ЗАО «Трикотаж» повыше, чем у костромских коллег. Те же преимущества – достойная работа на стабильно развивающемся предприятии – привлекают на фабрику и большинство ее сотрудников – жителей Заволжского района Ярославля.
 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру