Лепная история Ярославля

Так уж получилось, что про имена тех, кто хранит и восстанавливает нашу культуру, мы отчего-то не знаем. В отличие от многочисленных «звезд» спорта и масс-медиа. Но работы, к которым приложил руку реставратор Александр Абрамов, мы видим ежедневно. Мы видим их, отправляясь в дальний путь с железнодорожного вокзала, решив посетить театр, отправляя детей в школу. Или просто проходя и проезжая по историческому центру Ярославля. Ко многим прекрасным зданиям и скульптурам он приложил руку.

Лепная история Ярославля

Александр Петрович закончил Ярославское театральное училище, работал в Театре Юного зрителя. При этом всегда любил лепить, рисовать, что-то мастерить.

Как говорил Шерлок Холмс – если в природе человека есть артистизм – он проявляется самыми разными способами. И очень редко человек одарен лишь одним талантом. Так и Александр Петрович. Кроме актерского дарования он получил от природы отличный вкус, и задатки художника-декоратора. Его всегда завораживала красота ярославских зданий, богато украшенных лепниной. Решив посвятить себя изобразительному искусству, Александр Абрамов начал осваивать работу лепщика-декоратора. Из театра он переходит в ярославские научно-реставрационные мастерские. Осваивает и перенимает мастерство у маститых лепщиков – реставраторов.

Ярославль замечателен своими памятниками архитектуры 18-19 веков, которые и снаружи, и изнутри богато украшены лепным декором, подобным застывшей музыке.

Лепные наличники, скульптурные композиции, капители колонн, другие элементы, украшавшие дома, всегда требовали и ухода, и обновления. Этим и занимались ярославские реставраторы, воссоздававшие прекрасные детали в гипсе, глине, цементе и других материалах.

Не стоит думать, что гипсовые украшения – легкое ремесло. Художественный гипс – это немного не то, чем пользуются медики, для того, чтобы зафиксировать перелом. Гипс для декора бывает более сотни разновидностей. В зависимости от тонкости помола, примесей, дополнительных компонентов и технологии отвердения, гипс может выглядеть и как рыхлое месиво, и как мрамор, и как любой другой декоративный камень. Александр Абрамов потратил несколько лет для того, чтобы изучить непростое ремесло работы с формами и материалом.

Не стоит думать, что гипсовые украшения – легкое ремесло

Кроме материаловедения, реставраторам приходится изучать архитектурные тонкости. Так как крепить декоративные элементы на фасадах зданий следует по определенной технологии, которая требует и знаний, и навыка.

В 90-х годах ярославские художники получили в свое распоряжение современное здание на улице Лисицина 5, которое становится центром художественно-духовной жизни города, где ощущается и реализуется пульс времени. Абрамов вливается в коллектив художников и работает форматором. Форматор - помощник скульптора, который реализовывает смелый замысел художника, помогает скульптору перевести созданное в мягкой технике произведение в первичный скульптурный материал, то есть в гипс.

В Доме художника работали лучшие мастера этой сферы. Один из них - Куняков Владимир Дмитриевич, старейший работник фонда, потомственный лепщик-декоратор, становится наставником Абрамова.

Самой первой работой Александр Абрамова было восстановление фасада здания в стиле барокко - районной администрации Кировского района на улице Республиканской. Работа получилась хорошо. После удачного «дебюта» реставратору довелось поработать на многих знаковых для Ярославля зданиях и объектах.

Пушкина спасли

Спасенный памятник А.С.Пушкин. Фото редакции

В конце 80-х именно Александру Абрамову с его наставником, потомственным реставратором Куняковым Владимиром Дмитриевичем, пришлось спасать Пушкина. Не самого поэта, но его единственную скульптуру, которая находится в Ярославле. Ту самую, которая сейчас стоит на постаменте у школы 43 на улице Большой Октябрьской.

История появления в Ярославле фигуры Александра Сергеевича Пушкина уникальна. Это была копия памятника поэту работы известного скульптора Опекушина. Копия была изготовлена из бетона. И подарена рабочим Шинного завода за вклад в народное хозяйство. Памятник установили по месту жительства рабочих – в одном из внутренних дворов, что тянулись вдоль улицы Свободы, в районе между нынешним ТЮЗом и ул. Чайковского. Памятник стоял и радовал обитателей двухэтажных деревянных домов, которые составляли дворовую застройку. В середине 80-х, когда в тех местах снесли деревянные дома, и вовсю шла застройка новыми домами, памятник изрядно обветшал. Бетонный поэт упал, развалился на куски и валялся на дворовой свалке в куче хлама.

Реставраторов попросили собрать поэта. И поставить на постамент у школы.

Куняков и Абрамов подобрали «комплектующие» бетонного Пушкина, и отвезли к школе. А уже там, в течение многого времени старательно монтировали, соединяли, сглаживали швы, наводили лоск на поэта. Сейчас каменный Пушкин – один из символов Ярославля. Неизменный недвижный участник школьных линеек и выпускных вечеров.

Волковские музы

Скульптурные композиции-барельефы на стенах Волковского театра. Фото редакции

Всем известно, что Волковский театр богато украшен лепниной снаружи и изнутри. Здание является памятником архитектуры федерального значения. А на фасаде его, кроме привычных наличников, роз и венков, расположены 12 скульптурных композиций, горельефов. Скульптурные группы изображают греческих муз, покровительниц наук и искусств, в окружении своих последователей – актеров, танцоров и музыкантов.

Композиции изначально выполнены были из гипса. Легкий гипс удобно крепился на фасаде театра. Но у него есть и недостатки – это крайне непрочный материал. Атмосферные воздействия - кислотные дожди и прочие погодные напасти губят скульптуры. За пять лет нимфы и музы совершенно теряли лицо и конечности. Поэтому было принято с 60-х годов их регулярно реставрировать. В начале 90-х дирекция театра с реставраторами произвела нехитрые подсчеты и выявила стоимость всех обновлений с 1963 года. Результаты вышли неутешительными - дешевле было сразу сделать муз бронзовыми. Времена наставали тяжелые, было понятно, что Минкульт не сможет больше проплачивать дорогостоящее обновление горельефов. Тогда Куняков и Абрамов предложили экономный вариант работы. Отлить композиции из легкой и прочной марки бетона.

Была проведена большая сложная художественно-реставрационная работа, в которой приняли участие известные мастера - художники скульпторы Николай Мухин, Елена Пасхина, Игорь Тревус.

Были тщательно изготовлены слепки с оригинала. Изготовлены формы. Потом отливки, над которыми поработали скульпторы. Потом реставраторы установили муз на места. Статуям скоро 30 лет, и они по-прежнему свежи и хороши, как в первый день создания.

Непьющие атланты

Один из кариатид на доме Дунаева. Фото редакции

Дом Дунаева у Ярославской табачной фабрики – еще один символ Ярославля. Митрополичьи палаты гостям в городе могут и не показать, а вот «четырех непьющих мужиков» - кариатид, украшающих подъезд дома фабриканта – покажут любому. Правда, фигуры то и дело приходится закрывать – фасад быстро приходит в негодность.

В постсоветские времена, во время общегородского субботника,  самосвал ненароком задел одного из атлантов, держащего балкон. И выбил кусок живота. Реставратору пришлось, кроме всего прочего, крепить пресс «непьющему мужику».

Как выяснилось в процессе работы - все 4 фигуры сделаны по одной модели. И все 4 – керамические. Изготовлены на Петербургском императорском фарфоровом заводе. На отбитом куске Александр Абрамов обнаружил фирменное клеймо с двуглавым орлом.

По отбитому куску и соседнему «мужику» реставратор восстановил целостность атланта. Отбитую часть живота пришлось ремонтировать, сняв форму с неповрежденного «соседа».

Тогда же было установлено, отчего часто приходит в негодность лепнина фасада дома. Специалисты, осмотрев весь фасад и дом, пришли к выводу, что разрушение лепнины происходит от деформации здания. Вся проблема кроется в фундаменте. Оказывается, фундамент дома Дунаева сейчас подтоплен почвенными водами. И от этого – «гуляет». Любая проезжающая машина вызывает «тремор» по всему зданию. А дрожание стен очень быстро разрушает гипсовую лепнину фасада и губительно сказывается на хрупких керамических кариатидах.

Здание, как считают реставраторы, надо спасать. И путь тут один – осушение и укрепление фундамента.

Конечно, Александр Абрамов известен не только перечисленными работами. Он восстанавливал колонны и лепнину на железнодорожном вокзале Ярославль Главный. Изготавливал львов на воротах конюшенного здания усадьбы Сорокиных на улице Большая Октябрьская.

Усадьба Сорокиных. Фото редакции

Работал на исторических объектах Рыбинска, Тутаева, Ростова, Углича, Некрасовского, Вятского и других древних городов и сел Ярославии. многих и, конечно же, в Ярославле. Все, к чему прикасалась его рука, радует ярославцев красотой и изяществом.

К сожалению, реставраторов сейчас на многих объектах заменяют «подрядчики». Которые предпочитают зачастую просто исказить лепнину, чтобы не возиться с восстановлением. Да и не умеют сделать лепнину правильно. Недавние примеры изуродованных фигур на фасаде здания в столице, говорят о том, к чему приводит такое «восстановление». Но то, что сделал для города Александр Абрамов, еще долго будет радовать взор ярославцев.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру