Александр Петрович закончил Ярославское театральное училище, работал в Театре Юного зрителя. При этом всегда любил лепить, рисовать, что-то мастерить.
Как говорил Шерлок Холмс – если в природе человека есть артистизм – он проявляется самыми разными способами. И очень редко человек одарен лишь одним талантом. Так и Александр Петрович. Кроме актерского дарования он получил от природы отличный вкус, и задатки художника-декоратора. Его всегда завораживала красота ярославских зданий, богато украшенных лепниной. Решив посвятить себя изобразительному искусству, Александр Абрамов начал осваивать работу лепщика-декоратора. Из театра он переходит в ярославские научно-реставрационные мастерские. Осваивает и перенимает мастерство у маститых лепщиков – реставраторов.
Ярославль замечателен своими памятниками архитектуры 18-19 веков, которые и снаружи, и изнутри богато украшены лепным декором, подобным застывшей музыке.
Лепные наличники, скульптурные композиции, капители колонн, другие элементы, украшавшие дома, всегда требовали и ухода, и обновления. Этим и занимались ярославские реставраторы, воссоздававшие прекрасные детали в гипсе, глине, цементе и других материалах.
Не стоит думать, что гипсовые украшения – легкое ремесло. Художественный гипс – это немного не то, чем пользуются медики, для того, чтобы зафиксировать перелом. Гипс для декора бывает более сотни разновидностей. В зависимости от тонкости помола, примесей, дополнительных компонентов и технологии отвердения, гипс может выглядеть и как рыхлое месиво, и как мрамор, и как любой другой декоративный камень. Александр Абрамов потратил несколько лет для того, чтобы изучить непростое ремесло работы с формами и материалом.
Кроме материаловедения, реставраторам приходится изучать архитектурные тонкости. Так как крепить декоративные элементы на фасадах зданий следует по определенной технологии, которая требует и знаний, и навыка.
В 90-х годах ярославские художники получили в свое распоряжение современное здание на улице Лисицина 5, которое становится центром художественно-духовной жизни города, где ощущается и реализуется пульс времени. Абрамов вливается в коллектив художников и работает форматором. Форматор - помощник скульптора, который реализовывает смелый замысел художника, помогает скульптору перевести созданное в мягкой технике произведение в первичный скульптурный материал, то есть в гипс.
В Доме художника работали лучшие мастера этой сферы. Один из них - Куняков Владимир Дмитриевич, старейший работник фонда, потомственный лепщик-декоратор, становится наставником Абрамова.
Самой первой работой Александр Абрамова было восстановление фасада здания в стиле барокко - районной администрации Кировского района на улице Республиканской. Работа получилась хорошо. После удачного «дебюта» реставратору довелось поработать на многих знаковых для Ярославля зданиях и объектах.
Пушкина спасли
В конце 80-х именно Александру Абрамову с его наставником, потомственным реставратором Куняковым Владимиром Дмитриевичем, пришлось спасать Пушкина. Не самого поэта, но его единственную скульптуру, которая находится в Ярославле. Ту самую, которая сейчас стоит на постаменте у школы 43 на улице Большой Октябрьской.
История появления в Ярославле фигуры Александра Сергеевича Пушкина уникальна. Это была копия памятника поэту работы известного скульптора Опекушина. Копия была изготовлена из бетона. И подарена рабочим Шинного завода за вклад в народное хозяйство. Памятник установили по месту жительства рабочих – в одном из внутренних дворов, что тянулись вдоль улицы Свободы, в районе между нынешним ТЮЗом и ул. Чайковского. Памятник стоял и радовал обитателей двухэтажных деревянных домов, которые составляли дворовую застройку. В середине 80-х, когда в тех местах снесли деревянные дома, и вовсю шла застройка новыми домами, памятник изрядно обветшал. Бетонный поэт упал, развалился на куски и валялся на дворовой свалке в куче хлама.
Реставраторов попросили собрать поэта. И поставить на постамент у школы.
Куняков и Абрамов подобрали «комплектующие» бетонного Пушкина, и отвезли к школе. А уже там, в течение многого времени старательно монтировали, соединяли, сглаживали швы, наводили лоск на поэта. Сейчас каменный Пушкин – один из символов Ярославля. Неизменный недвижный участник школьных линеек и выпускных вечеров.
Волковские музы
Всем известно, что Волковский театр богато украшен лепниной снаружи и изнутри. Здание является памятником архитектуры федерального значения. А на фасаде его, кроме привычных наличников, роз и венков, расположены 12 скульптурных композиций, горельефов. Скульптурные группы изображают греческих муз, покровительниц наук и искусств, в окружении своих последователей – актеров, танцоров и музыкантов.
Композиции изначально выполнены были из гипса. Легкий гипс удобно крепился на фасаде театра. Но у него есть и недостатки – это крайне непрочный материал. Атмосферные воздействия - кислотные дожди и прочие погодные напасти губят скульптуры. За пять лет нимфы и музы совершенно теряли лицо и конечности. Поэтому было принято с 60-х годов их регулярно реставрировать. В начале 90-х дирекция театра с реставраторами произвела нехитрые подсчеты и выявила стоимость всех обновлений с 1963 года. Результаты вышли неутешительными - дешевле было сразу сделать муз бронзовыми. Времена наставали тяжелые, было понятно, что Минкульт не сможет больше проплачивать дорогостоящее обновление горельефов. Тогда Куняков и Абрамов предложили экономный вариант работы. Отлить композиции из легкой и прочной марки бетона.
Была проведена большая сложная художественно-реставрационная работа, в которой приняли участие известные мастера - художники скульпторы Николай Мухин, Елена Пасхина, Игорь Тревус.
Были тщательно изготовлены слепки с оригинала. Изготовлены формы. Потом отливки, над которыми поработали скульпторы. Потом реставраторы установили муз на места. Статуям скоро 30 лет, и они по-прежнему свежи и хороши, как в первый день создания.
Непьющие атланты
Дом Дунаева у Ярославской табачной фабрики – еще один символ Ярославля. Митрополичьи палаты гостям в городе могут и не показать, а вот «четырех непьющих мужиков» - кариатид, украшающих подъезд дома фабриканта – покажут любому. Правда, фигуры то и дело приходится закрывать – фасад быстро приходит в негодность.
В постсоветские времена, во время общегородского субботника, самосвал ненароком задел одного из атлантов, держащего балкон. И выбил кусок живота. Реставратору пришлось, кроме всего прочего, крепить пресс «непьющему мужику».
Как выяснилось в процессе работы - все 4 фигуры сделаны по одной модели. И все 4 – керамические. Изготовлены на Петербургском императорском фарфоровом заводе. На отбитом куске Александр Абрамов обнаружил фирменное клеймо с двуглавым орлом.
По отбитому куску и соседнему «мужику» реставратор восстановил целостность атланта. Отбитую часть живота пришлось ремонтировать, сняв форму с неповрежденного «соседа».
Тогда же было установлено, отчего часто приходит в негодность лепнина фасада дома. Специалисты, осмотрев весь фасад и дом, пришли к выводу, что разрушение лепнины происходит от деформации здания. Вся проблема кроется в фундаменте. Оказывается, фундамент дома Дунаева сейчас подтоплен почвенными водами. И от этого – «гуляет». Любая проезжающая машина вызывает «тремор» по всему зданию. А дрожание стен очень быстро разрушает гипсовую лепнину фасада и губительно сказывается на хрупких керамических кариатидах.
Здание, как считают реставраторы, надо спасать. И путь тут один – осушение и укрепление фундамента.
Конечно, Александр Абрамов известен не только перечисленными работами. Он восстанавливал колонны и лепнину на железнодорожном вокзале Ярославль Главный. Изготавливал львов на воротах конюшенного здания усадьбы Сорокиных на улице Большая Октябрьская.
Работал на исторических объектах Рыбинска, Тутаева, Ростова, Углича, Некрасовского, Вятского и других древних городов и сел Ярославии. многих и, конечно же, в Ярославле. Все, к чему прикасалась его рука, радует ярославцев красотой и изяществом.
К сожалению, реставраторов сейчас на многих объектах заменяют «подрядчики». Которые предпочитают зачастую просто исказить лепнину, чтобы не возиться с восстановлением. Да и не умеют сделать лепнину правильно. Недавние примеры изуродованных фигур на фасаде здания в столице, говорят о том, к чему приводит такое «восстановление». Но то, что сделал для города Александр Абрамов, еще долго будет радовать взор ярославцев.