В Ярославском художественном музее отметили 42-летие экспозиции Митрополичьих палат

В Ярославском художественном музее отметили 42-летие экспозиции Митрополичьих палат
Митрополичьи палаты ЯХМ

В этом году Ярославский художественный музей отмечает 42-летие экспозиции древнерусского искусства в Митрополичьих палатах.

В Митрополичьих палатах на данный момент выставлено прекрасное и весьма ценное собрание икон, которые по праву считаются лучшими образцами ярославской иконописной школы. В музее подготовили экскурсии, которые рассказывают не только о значении и художественной ценности икон. Но и об истории их обретения музеем, которую чаще уместнее называть историей спасения. И, наконец, этот праздник – признание работы нескольких поколений музейных сотрудников, сохраняющих и развивающих уникальный экспозиционный опыт.

Коллекция ярославской иконописи имеет непростую историю. В 1920-е гг. в реставрационных мастерских сложился фонд икон, спасенных из разрушаемых храмов. Здесь, в Ярославском отделении Центральных Государственных реставрационных мастерских велись первые реставрационные раскрытия. Вскоре работы были прерваны репрессиями, уничтожившими складывающуюся школу специалистов-«древнеруссников». В это время многовековая художественная традиция города была представлена как образ «темного прошлого» несколькими иконами в экспозиции Антирелигиозного музея.

Икона Святой великомученицы Параскевы Иконийской из собраний Митрополичьих палат ЯХМ

В 40-е и 50-е годы главной задачей было физическое сохранение древнерусской коллекции, особенно в годы Великой Отечественной войны. Не эвакуированные иконы были законсервированы в одной из ярославских церквей, их изучение и реставрация были остановлены. Тем не менее, о ценности ярославских памятников судили по произведениям, находившимся в Третьяковской галерее. Сотрудники музея надеялись на то, что в послевоенное время им удастся как следует изучить, отреставрировать собрание и создать достойную экспозицию.

В 1951 г. иконы были переданы Ярославскому областному художественному музею. Сотрудники музея и приглашенные специалисты - искусствовед, стоявший у истоков организации Музея древнерусского искусства имени Андрея Рублева, Наталия Алексеевна Демина (1904-1990), а также реставраторы ГЦХРМ во главе с Виктором Владимировичем Филатовым – осуществили перевоз коллекции в новое хранилище, обустроенное в здании Митрополичьих палат.

Икона XVII века "Сергий Радонежский с житием и Сказанием о Мамаевом побоище"

В это время произошло первое знакомство с коллекцией: определено число произведений (1225 икон), проведены начальные атрибуции, осуществлены необходимые реставрационные работы по укреплению аварийных икон. В процессе работы были обнаружены уже раскрытые в 1920-е гг. иконы, выстроен ряд произведений XVI в., а также определены иконографические редкости коллекции, в том числе знаменитая икона XVII в. «Сергий Радонежский с житием и Сказанием о Мамаевом побоище». Они заняли свое место в истории ярославского искусства работы Семена

Спиридонова Холмогорца. Был составлен список икон, заслуживающих первоочередного раскрытия и включения в экспозицию музея. Лучшие реставраторы ГЦХРМ работали над раскрытием ярославских памятников в 1950-60-е гг.: В.В. Филатов, Ф.А. Модоров, Д.М. Тюлин, Е.И. Лукашова, А.М. Казанская, Г.З. Быкова, О.В. Малышева, Н.Я. Володин, Е.И. Петренко, А.К.Лисицын, Г.Н. Кузнецов, В.О. Кириков, А.Н. Баранова.

Икона XV века Богоматерь Иерусалимская

В это же время было начато совершенно необходимое, при столь значительной коллекции, воспитание собственных реставраторов и экспозиционеров. Неоценима роль первых энтузиастов – директора музея Владимира Петровича Митрофанова (1907-1994), разработавшего первую экспозиционную концепцию, представлявшую путь развития ярославского искусства с начала XIII до конца XVII вв. Он составил методические разработки для экскурсий по ней, и хранителя Елены Павловны Юдиной (1926-1993), которая в течение нескольких лет освоила методику реставрации темперной живописи, раскрывшей немало произведений не только из собрания ЯХМ, но и в музеях области, начавшей воспитание учеников, составляющих в настоящее время местную реставрационную школу. Несмотря на реорганизацию музея в 1959 г. и переезд в другое здание (был создан объединенный Ярославо-Ростовский архитектурный и художественный музей-заповедник), изучение, реставрация и экспонирование икон продолжалось, а в 1964 г. был издан научный каталог собрания музея.

Сотрудники музея также отмечают титаническую работу, проделанную Ириной Петровной Болотцевой (1944-1995), возглавившей отдел древнерусского искусства. С ее именем связано создание экспозиции, празднующей в эти дни свое тридцатилетие, и утверждение основных принципов работы отдела, обеспечивающих его плодотворную работу по сей день.

Увидеть плоды работы многих людей, сохранивших произведения искусства, и создавших коллекцию, можно ежедневно, в здании Митрополичьих палат.

В материале использованы фрагменты статьи Екатерины Макаровой, сотрудника музея.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру