Подавляющее большинство фильмов ужасов, которые россияне считают самыми страшными, были сняты уже в XXI веке. Это выяснил киноканал «Настоящее Страшное Телевидение» (НСТ), проанализировав итоги собственного исследования*.
В тройке лидеров оказались «Синистер», «Реинкарнация» и «Ведьма из Блэр». В топ-10 попал только один фильм из 1980-х — «Сияние» Стэнли Кубрика. При этом оказалось, что выбор россиян не отличается от мнения зарубежных зрителей.
Десятка самых страшных фильмов по мнению россиян выглядит так:
- «Синистер» (2012 г. реж. Скотт Дерриксон) — 10%
- «Реинкарнация» (2018 г., реж. Ари Астер) — 9%
- «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» (1999 г., реж. Дэниэл Мирик, Эдуардо Санчес) — 8%
- «Заклятие» (2013 г., реж. Джеймс Ван) — 7%
- «Звонок» (2002 г. , реж. Гор Вербински) — 7%
- «Сияние» (1980 г., реж. Стэнли Кубрик) — 7%
- «Паранормальное явление» (2009 г., реж. Орен Пели) — 6%
- «Мама» (2013 г., реж. Андрес Мускетти) — 6%
- «Нечто» (2011 г., реж. Маттис ван Хейниген-мл.) — 5%
- «Проклятье» (2004 г., реж. Такаси Симидзу) — 5%
«Синистер»
Главный герой картины — автор криминальных романов, жаждущий выпустить новый бестселлер, созданный по реальным событиям. Вместе со своей женой и детьми писатель переезжает в новый дом, где незадолго до этого случилась трагедия: была убита семья и дело до сих пор не раскрыто. Среди старого хлама он находит любительские видеоплёнки, на которых запечатлены убийства нескольких семей — оказывается, эта история повторялась в проклятом доме не один десяток лет.
Лидер, выбранный россиянами, совпадает с данными общемировых рейтингов, а его статус «самого страшного фильма ужасов» подтвержден даже научным исследованием: в 2020 году британские специалисты из компании Broadband Choices в рамках проекта «Наука страха» провели эксперимент, во время которого замеряли на аппаратах пульс зрителей во время сеансов фильмов ужасов. При средней частоте пульса в состоянии покоя 65 ударов в минуту, самым высоким показателем — на 32% выше, а точнее 86 ударов в минуту — оказался у зрителей при просмотре «Синистера». Также эта картина занимает верхнюю строчку рейтингов хоррор-фильмов таких ресурсов как IMDB, Rotten Tomatoes и Reddit.
«Реинкарнация»
«Реинкарнация» — фильм, сделавший знаменитым режиссёра Ари Астера. Как и в случае с первым фильмом рейтинга НСТ, не так страшны здесь скримеры, сколько неспешный сюжет, моменты ожидания и погружения в ужас — по сюжету смерть бабушки вскрывает страшное родовое проклятье, которым связаны все поколения семьи главной героини. Души умерших на протяжении многих десятилетий вселяются в новых членов семейства, и нет возможности прекратить этот круговорот.
Психологическая драма с элементами мистического триллера со скромным бюджетом в $10 млн собрала в кинотеатрах в десять раз больше и стабильно занимает первые позиции во всевозможных тематических рейтингах. Сам же режиссёр считает свою картину не фильмом ужасов, а просто «трагедией, которая по ходу действия превращается в кошмар».
«Ведьма из Блэр: Курсовая с того света»
Эта картина с элементами псевдодока о студентах, снимающих дипломную работу в лесах штата Мэриленд, уже более 20 лет остается одной из самых страшных. В фильме полностью отсутствуют зрелищные спецэффекты и сцены насилия, нет музыкального сопровождения, а сам видеоряд составлен в стиле любительской киносъёмки (этот поджанр хорроров называется “фаундфутадж”, т.е. “найденные плёнки”). При скромных затратах от $20 до 40 тыс (даже на классику жанра «Пятницу, 13» и «Хэллоуин» в 1980-х годах было потрачено намного больше) «Ведьма из Блэр» в итоге собрала в прокате почти $250 млн, и рекорд этой пропорции между бюджетом и сборами не побит до сих пор.
Исполнители главных ролей, зная, что снимают художественный фильм, были уверены, что легенда о ведьме из Блэр существует в реальности — эту идею им заранее внушили продюсеры, чтобы придать актёрской игре правдивости. В сценарии также описывались лишь основные сюжетные ходы, и практически все диалоги были импровизацией актёров. Кроме того, на съёмках с каждым днём им давали всё меньше еды, чтобы постоянно держать в состоянии физического и психического изнеможения — все средства хороши для того, чтобы воздействие на зрителей в зале было максимально сильным.
Как видно из опроса НСТ, самым страшным кинолюбители считают не столько реалистичное изображение монстров или призраков, вызывающее всплески адреналина, сколько нагнетающую ужас атмосферу хорроров. Кроме того, российский зритель, пусть и в шутку, но нередко принимает за кошмар окружающую его действительность или исторические события: в ходе опроса в качестве самого главного хоррора упоминались фильмы «Груз 200», «Хрусталёв, машину!», «Иди и смотри», а особо пессимистичные называли фильмом ужасов Россию и собственную жизнь.
*опрос проводился в социальных сетях киноканала НСТ, на сайтах Filmpro.ru и Vesti.ru. В опросе приняло участие 867 человек в возрасте от 18 до 75 лет. Респондентам требовалось написать названия фильмов (до трёх штук), которые они считают самыми страшными.