Страховые медицинские организации (СМО) зафиксировали двукратное увеличение количества обращений по вопросам оказания медицинской помощи в рамках территориальных программ ОМС в региональных учреждениях здравоохранения. Об этом было сказано на круглом столе «Доступность и качество медпомощи в системе ОМС: оценка удовлетворенности и факторы ее повышения», который состоялся 26 ноября 2021 года в рамках XII Всероссийского конгресса пациентов.
По данным Всероссийского союза страховщиков, в сентябре 2021 года в СМО поступило 145 тыс. обращений, что составило более 208% от аналогичного показателя за январь (70 тыс.), при этом без учета обращений, связанных с COVID-19 прирост зафиксирован на уровне 129%. Впервые за 9 месяцев отмечено снижение количества обращений по вопросам медпомощи в федеральных клиниках. При этом в августе прирост относительно января составил 161%.
В 20 субъектах Российской Федерации отмечается наибольшая частота нарушений прав граждан получивших медицинскую помощь по территориальным программам обязательного медицинского страхования.
В 12 регионах доля обращений по вопросам доступности и качества медпомощи в поликлинике составила свыше 95%. Это Владимирская, Липецкая, Пензенская, Томская, Ярославская области, Республики Татарстан и Саха (Якутия), Ханты-Мансийский автономный округ, Еврейская автономная область, а также город федерального значения Севастополь.
В Республиках Калмыкия, Дагестан, Ингушетия, Чечня, Забайкальском и Приморском краях, а также в Кемеровской и Самарской областях доля обращений, связанных с доступностью и качеством стационарной медпомощи, полученной по ОМС, зафиксирована на уровне 20% и более.
Тревожные данные подтверждают и результаты второй волны общероссийского комплексного социологического исследования «Мониторинг жалоб и обращений пациентов в связи с проблемами получения медицинской помощи в системе ОМС», проведенного центром гуманитарных технологий «Социальная механика», согласно которому общий уровень удовлетворенностью медицинской помощью остается крайне низким 29,3%. По мнению опрошенных граждан, основными проблемами являются снижение уровня доступности медицинской помощи, усугубление проблем с дефицитом медицинских кадров в первичном звене, в особенности с обеспеченностью узкими специалистами, недоступность планового стационарного лечения для хронических пациентов из-за перепрофилирования медицинских учреждений. Также пациенты выразили недовольство увеличением количества отказов в первичном приеме у врача общей практики и ухудшением отношения врачей к пациентам из-за перегрузок в связи с дополнительной работой по вакцинации, мониторингом пациентов с COVID-19.
В этих условиях страховые представители активно содействуют пациентам при возникновении у них проблем с получением качественной и доступной медицинской помощи. 5 млн. граждан были проинформированы о целесообразности вакцинации, для 3,3 млн. пациентов было организовано индивидуальное сопровождение, 1,5 млн. получили информирование по телефонной связи, а в более чем 160 тыс. случаях страховщики помогли с записью на прием к врачу, вызовом скорой помощи на дом и консультацией специалиста. С августа по 7 ноября 2021 года проведено информирование о необходимости прохождения углубленной диспансеризации 6,5 млн. граждан, переболевших коронавирусной инфекцией.
При этом органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не в полном объеме направляют в СМО порядки маршрутизации пациентов и списки людей, подлежащих вакцинации. Регламент информационного и организационного взаимодействия между Федеральным фондом ОМС, ТФОМС, СМО и медицинскими организациями до настоящего времени не принят, что приводит к ограничению информирования застрахованных лиц и понижает эффективность взаимодействия между всеми участниками ОМС.
«Не в полной мере реализуются права граждан на получение доступной и качественной медицинской помощи в рамках территориальных программ ОМС, об этом свидетельствует динамично нарастающее количество соответствующих обращений граждан, связанных с нарушением их прав в страховые медицинские компании, говорит вице-президент Всероссийского союза страховщиков Дмитрий Кузнецов. Для повышения удовлетворенности пациентов качеством медицинской помощи необходимо совершенствовать имеющийся потенциал взаимодействия всех участников ОМС. Правильно выстроенная совместная работа позволит актуализировать списки пациентов, которым необходима медицинская помощь, логистику процесса ее оказания и как результат обеспечить таким гражданам своевременную поддержку».