Разные дети: как их учить и как помогать

Разные дети: как их учить и как помогать

Учитель в работе сталкивается с детьми с разными выраженными особенностями характера и поведения. Один ребенок не может усидеть на одном месте и не следит за ходом урока, второй быстро устает и не может сконцентрироваться на занятии, другой делает все слишком медленно. Проживание на севере ухудшает ситуацию – постоянный холод, длительное отсутствие солнечных лучей в полярную ночь отражается на психике ребенка, повышается его утомляемость и раздражительность. Нейропсихолог, специалист по сопровождению обучения в Яндекс.Учебнике Ксения Вотякова рассказывает о принципах работы с учениками с разными типами характера, о том, как выстраивать с ними взаимоотношения и эффективно организовать процесс обучения.

Поведение учеников связано с особенностями работы их мозга, понимая которые, можно выстроить процесс обучения так, чтобы учителю было проще работать, а детям – проще и интереснее учиться. Важно понимать, что условия жизни на севере вносят свой вклад в состояние детей: полярная ночь негативно влияет на организм человека, а на несформировавшийся организм ребёнка в особенной степени. Из-за продолжительного времени без солнца снижается иммунитет, сбивается режим дня и биоритмы. Из-за этого страдает психика – люди плохо спят, путают день с ночью, становятся раздражительными, часто пребывают в плохом настроении, иногда повышается психическая активность. Кроме этого, такое состояние приводит к еще более быстрой утомляемости и сонливости. Учитель может столкнуться с повышенным уровнем агрессии, тревожности и враждебности со стороны учеников. Вот рекомендации о том, как педагогу выстраивать обучение с гиперактивными, медлительными, тревожными и конфликтными детьми.

Гиперактивные дети

Такие дети ведут себя активно и подвижно, часто невнимательны, уже в середине урока начинают отвлекаться, суетиться и отвлекать других. Склонны давать импульсивные ответы. Гиперактивным детям сложно организовать свое время, контролировать эмоции. Хотя они очень подвижны и активны, их энергетический резерв не высок, и они быстро устают. На фоне усталости они начинают вести себя еще более активно, что взрослые обычно ошибочно принимают за перевозбуждение. У таких детей часто возникают сложности в отношениях со сверстниками: они не всегда адекватно оценивают ситуацию, могут импульсивно реагировать, что приводит к конфликтам.

С точки зрения работы мозга у таких детей слабо развиты или не сформированы регуляторные функции, связанные с работой префронтальных зон лобных долей больших полушарий мозга. По данным научных исследований, примерно у 15% детей в начальной школе слабо развиты эти функции. Но с возрастом эта проблема может уйти, так как префронтальные отделы и лобные доли формируются позже других отделов головного мозга – между 20 и 30 годами.

Как выстроить работу с такими детьми?

Таким детям не хватает внутренней способности к самоорганизации, и взрослому нужно создать для них внешние опоры. Так как такой ребенок дольше «включается» в задание, чем сверстники, и не может быстро сконцентрироваться, можно назвать его по имени и сказать, что работа началась. Нужно попросить ребенка убрать все лишнее с парты, потому что не относящиеся к уроку предметы будут только отвлекать его и забирать ту ценную энергию, которой у него не так много.

Такие дети не могут работать долго. Например, в начальной школе их работоспособность высока в течение 15-20 минут, после чего им нужно либо сменить деятельность либо подвигаться. Так как они долго входят в задание и быстро устают, самые сложные и длинные задания в проверочных работах нужно помещать в середину.

Внешней опорой для организации поведения будет и установка четких правил: как в классе себя вести можно, а как нет. Кроме этого, можно составлять для ребенка чек-листы: как собрать рюкзак в школу, как решить текстовую задачу. Таким детям больше чем другим важна развернутая обратная связь. Непрерывный поток мыслей в их голове нужно как-то структурировать. Давая обратную связь, можно указать ребенку на его успехи и ошибки, чтобы он их заметил и осознал.

Сильная сторона характера гиперактивных детей – это инициативность, легкость на подъем и позитивная энергия. Они могут мешать вести урок, быть шумными, но при этом несут с собой положительную энергию, которую взрослому важно направлять в нужное русло.

Медлительные дети

Это дети, которые не успевают за общим ритмом жизни. Они отвлекаются на детали и «застревают» на них, им сложно переключиться на что-то новое. Они быстро устают. Складывается ощущение, что они медленно двигаются, одеваются, долго собираются. С такими детьми особенно сложно взаимодействовать учителям и родителям холерикам, скорость которых высокая. В общении со сверстниками у них тоже могут возникать сложности из-за медлительности, так как, например, они могут долго разбираться в правилах игры.

Замедленная динамика психической деятельности – это обычно врожденное качество, которое редко меняется со временем.

Как выстроить работу с такими детьми?

Торопить таких детей – частая ошибка. Взрослому нужно понять, что ребенок не станет быстрее, если его будут непрерывно подгонять. Педагогу важно принять эти особенности и дать возможность ребенку работать в своем темпе, так как ограничение времени – сильнейший стресс для него. Если у учителя есть возможность дать ребенку привилегию писать контрольную работу на пять минут дольше или сократить количество заданий, то его результат будет выше. Говорить с такими детьми тоже нужно медленнее.

Особенность медлительных детей в том, что они не успевают доводить дела до конца, поэтому это умение у них часто не формируется. Важно контролировать, что ребенок выполнил задание полностью, учить его ориентироваться во времени и рассчитывать усилия. Учитель может порекомендовать родителям такого ребенка повторять дома материал, который он не успел усвоить на уроке, или читать заранее то, что будет обсуждаться на следующем.

Сильная сторона медлительных детей – их вдумчивость и внимание к деталям. Хотя они не умеют переключаться с одного дела на другое так быстро, как этого требует современный мир, они умеют созерцать и замечать детали, на которые взрослые не обращают внимания.

Тревожные и чувствительные дети

Это дети, которые боятся отвечать у доски, проявлять инициативу, не задают лишних вопросов и эмоционально реагируют на незнакомые ситуации. Обычно они очень старательны, ответственны, организованы и мотивированы на достижения. Для них характерно чувство справедливости, они склонны к чувству вины, чутки и ранимы. Тем не менее, им сложно справляться с внутренней тревогой и страхом.

Как выстроить работу с такими детьми?

С такими детьми нужно быть мягкими, не давить на них и давать им озвучивать те чувства, которые их мучают. Важно давать им эмоциональную поддержку, выражать уверенность в их силах и способностях, которая станет для них опорой. Учителю важно стараться выстроить с ними теплые и доверительные отношения, бережно относиться к их внутренним переживаниям, чтобы процесс обучения не был для них стрессом. К таким детям лучше не предъявлять завышенных требований и строго не наказывать. Так как они боятся сделать что-то не так, учителю нужно сформировать у них правильное отношение к ошибкам.

Чтобы помочь ребенку справиться со страхом выступлений, преподавателю важно идти к этому по шагам. Сначала можно попросить ребенка рассказать стихотворение или доклад учителю лично, потом спросить, готов ли он рассказать его соседу по парте, затем небольшой группе одноклассников. Главное не настаивать на том, чтобы он «через не хочу» выступал перед всем классом. Со временем тревожные дети развивают компенсаторные способности и учатся выступать перед публикой.

Сильная сторона тревожных и чувствительных детей в том, что они очень организованны, ответственны, амбициозны и осознают границы своих возможностей.

  Конфликтные дети

Это дети, которые часто злятся, конфликтуют со сверстниками, стремятся к власти. Из-за склонности к разжиганию конфликтов им сложно взаимодействовать с одноклассниками. Для таких детей силовое решение проблем – типичное поведение.

Как выстроить работу с такими детьми?

В отношениях с таким ребенком важно сохранять спокойствие и не реагировать на его агрессию зеркально. Если произошел конфликт, нужно постараться продемонстрировать с одной стороны понимание ситуации, а с другой – твердость принимаемых решений. Важно осознавать, что бессмысленно апеллировать к рациональной части мышления человека на пике эмоций, и дать ему успокоиться.

Часто дети даже не могут вспомнить, что именно произошло, поэтому нужно проговаривать ситуацию и обсудить конфликт. Важно учить конфликтных детей отделять состояние гнева от своей личности и думать о чувствах других людей. Трудный ученик – это ученик, попавший в сложную стрессовую ситуацию и использующий непродуктивные способы совладания с ней. Если взрослый не будет осуждать агрессивного ребенка, а попытается его понять, в какой-то момент его поведение может измениться.

Сильные стороны конфликтных детей – амбициозность, сила и энергия, которые можно направить на достижение учебных или спортивных результатов.

Профессия учителя сложная. Кроме подготовки к урокам нужно пытаться найти подход к разным ученикам и их родителям, иметь много терпения и багаж знаний по психологии. Педагогу важно понимать, что испытывать какие-либо сильные эмоции из-за нежелательного поведения ребенка – это нормально. Главное – пытаться отделить эти эмоции от себя. Чтобы строить обучение эффективно и налаживать контакт с разными учениками, важно ставить достижимые для них цели, быть на их стороне и в доброжелательной или хотя бы нейтральной манере формулировать требования.

Чтобы более подробно узнать, как работать с детьми с особенностями, в том числе с ОВЗ, регистрируйтесь на бесплатный курс «Работа с трудным поведением: принципы и инструменты» на платформе Я Учитель сервиса Яндекс.Учебник.

Яндекс.Учебник – это бесплатный сервис для учителей, по которому учатся более 1,9 миллионов учеников по всей стране. В период дистанта платформа была включена в список рекомендуемых сервисов Министерством просвещения Российской Федерации. Библиотека сервиса состоит из более чем 350 000 заданий по математике, русскому языку, музыке, окружающему миру. Все задания составлены методистами с учетом ФГОС и подходят к любой учебной программе.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру