Ярославский кикшеринг: пора расставить все точки над i

Ярославский кикшеринг: пора расставить все точки над i

В Ярославле решают проблемы, возникшие с массовым использованием электросамокатов.

Кикшеринг —это новая модная услуга по аренде электросамокатов. Доступ к управлению электросамокатом можно получить за пять минут. Для этого надо скачать приложение, зарегистрироваться и привязать к нему банковскую карту или подключить Apple Pay/Google Pay. А популярность электросамокатов обусловлена рядом преимуществ: он компактен, его можно носить с собой, им легко управлять, он прост в обращении — нужно лишь вовремя заряжать батареи и изредка смазывать подшипники. При этом современные бюджетные модели могут развивать скорость до 30 км/ч, а более дорогие модели могут и 50 км/ч.

Весной этого года распространение электросамокатов и сервисов по их прокату приняли массовый характер. Но мода на кикшеринг пришлась по вкусу далеко не всем, так как ездят скутеристы в основном по тротуарам, причем со скоростью 25—30 км/ч. В результате возникли предсказуемые конфликты с пешеходами.

В прошлом году большой резонанс вызвало происшествие: мальчика, прогуливающегося вместе с семьей, прямо на тротуаре сбил самокатчик, который быстро скрылся. Ребенка же с двойным переломом увезли в больницу и прооперировали. По статистике МВД, в 2020 году в целом по России погибли 6 самокатчиков, произошло 331 ДТП с последствиями для их здоровья; также лишились жизни два пешехода в результате столкновения с электросамокатом.

В Ярославле решили не дожидаться трагедий и собрались на серьезный разговор о мерах безопасности и комфортного использования электросамокатов, а также о необходимости регулировать рынок кикшеринга. На встрече присутствовали представители органов власти, бизнеса и общественных организаций.

Председатель Ярославского отделения партии «Родина» Тарас Сидорин видит главную проблему в неясном статусе электросамокатов, которые не получается уравнять в правах ни с пешеходами, ни с полноценным моторизованным транспортом: «Основная проблема кикшеринга — это отсутствие правового регулирования. Электросамокаты, без сомнения, являются транспортными средствами и требуют от управляющего ими знания ПДД, но юридически водители самокатов считаются пешеходами с правом движения по тротуарам,

пешеходным переходам и без водительского удостоверения. На лицо несовершенство законодательства в части регулирования данного средства передвижения. Самокатчики доставляют неудобства потому, что не определен их статус. Вот с этого и надо начинать».

При возникновении инцидента полиция не оформляет электросамокат как транспортное средство, соответственно его водитель не подлежит ответственности по Административному или Уголовному кодексам, а пострадавшие могут лишь взыскать компенсацию через суд. В КоАП и УК есть статьи за причинение вреда здоровью, но лишь в случае умышленного деяния, тогда как инциденты за рулем самоката обычно умышленными не являются.

Если же рассматривать движение электросамокатов по обочине, то далеко не каждая обочина подойдет для движения, ведь за счет малого диаметра колеса любая ямка может стать причиной аварии. А на тротуаре электросамокат должен передвигаться почти со скоростью пешехода, чтобы не подвергать опасности окружающих. «Нельзя допускать на дорогу человека, не знающего ПДД, а единственное доказательство этого — наличие прав любой категории. Минтранс закрыл глаза, отмахнулся от нового участника дорожного движения. И как результат столько пострадавших уже! Для безопасности пешеходов необходимо снизить максимальную скорость электросамокатов в жилых зонах до 15-20 км/ч», —считает активист партии «Родина» Александр Добычин.

К идее снизить максимальную скорость в кикшеринге отнеслись без энтузиазма. Предприниматели парируют: чем ниже скорость, тем слабее интерес к модному средству передвижения. «Сокращение средней скорости снижает интерес клиентов к нашей услуге. Для чего брать самокат, если он будет значительно уступать в скорости другим видам транспорта?» —считают представители бизнеса. Также представители рынка отмечают, что, если сейчас запретить или серьёзно ограничить их работу, общемировой тренд это не остановит. В городе появится больше частных самокатов, которые могут разгоняться до 50 км/ч.

Родинцы считают, что ключевым решением станет ограничение скорости прокатных электросамокатов до 15 км/ч в жилых зонах, а также в местах массового скопления пешеходов. Причем контроль за соблюдением скоростного режима необходимо возложить на сервисы проката. Также необходимо обязать пользователей приложения авторизовываться через портал госуслуг, который будет подтверждать возраст. И, конечно же, необходимо работать над культурой поездок, а также обучать самокатчиков правилам дорожного движения. Дл этого можно обязать компании регулярнобесплатно проводить курсы и обучать ПДД и особенностям управлении электросамоката.

Также партийцы потребовали представителей власти обратить внимание на развитие инфраструктуры для средств индивидуальной мобильности. Ведь если организовать необходимые условия передвижения,то у самокатчиков не было бы необходимости выезжать за пределы специально отведенных для них полос движения и доставлять неудобства пешеходам.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру