Что делать, если в доме тяжелобольной?

Что делать, если в доме тяжелобольной?
фото из архива БФ "Жить вместе"

Беда часто приходит внезапно, поэтому большинство людей в повседневной жизни не задумываются о том, что делать, если в доме появился неизлечимый больной. Где искать помощи, куда звонить, во сколько обойдется уход и можно ли получить услуги патронажной бригады бесплатно? С 2018 года в Ярославской области работает благотворительная организация “Дом милосердия кузнеца Лобова”, которая бескорыстно оказывает нуждающимся паллиативную помощь и сестринский уход на дому. Директор “Дома милосердия” Алексей Васиков рассказал “МК”, что делать в случае, если надежды на излечение нет, и как обеспечить умирающему человеку достойную жизнь до самого конца.

МК: – Где находится ваш Дом милосердия и как он появился?

Алексей Васиков: – Мы находимся в посёлке Поречье-Рыбное Ростовского района Ярославской области. Помощь неизлечимым больным мы начали оказывать в 2018 году. Этому способствовал приезд в Поречье-Рыбное учредителя Фонда “Вера” Нюты Федермессер. С января 2019 г. мы выступаем под официальным названием “Дом милосердия кузнеца Лобова”. Это центр сострадания, бескорыстия, волонтерства. Все услуги мы предоставляем бесплатно, за счет средств благотворителей.

фото из архива БФ "Жить вместе"

– Вы оказываете помощь больным на дому или в стационаре?

– В Поречье-Рыбном есть стационарное отделение. Мы доставляем в него больных, если дома нет возможности своевременно и правильно обезболить, снять тягостные симптомы, обеспечить интенсивный уход. С июля 2020 года мы также предоставляем помощь на дому. Дома в своих стенах нас ждут неизлечимо больные люди или люди, потерявшие возможность обслуживать себя самостоятельно, без уточненного диагноза. Чаще всего – это пожилые и престарелые граждане, как правило, одинокие. 

– Вы работаете по всей области или только в отдельных районах?

– К сожалению, наши возможности не безграничны, наша патронажная бригада обслуживает 3 района Ярославской области – Ростовский, Борисоглебский и Гаврилов-Ямский. Население этих районов составляет 100 тысяч человек. Учитывая, что во всей области живёт 1,2 млн человек, выходит, что мы охватываем 1/12 часть области. К настоящему моменту у нас две патронажные бригады, которые одномоментно помогают 40 паллиативным больным. В ближайших планах – удвоить эту цифру и обслуживать как минимум 80 подопечных.  

фото из архива БФ "Жить вместе"

– Что представляет собой обслуживание паллиативного больного?

– Мы устанавливаем полный и комплексный патронаж на дому. В зависимости от конкретного случая патронаж выезжает до 4 раз в неделю.

Если человек испытывает сильные боли, то от нас выезжает врач, который купирует боль и другие тягостные симптомы. В составе патронажной бригады выезжает медсестра, которая обрабатывает пролежни. Кормим больного. Проводим гигиенические процедуры. Вообще мытьё – первичное средство от недугов. Лежачего больного мыть очень трудно, а обработка влажными салфетками малоэффективна. В любом случае должна быть вода. У нас есть возможность помыть больного прямо в кровати без перемещения. Есть специальная надувная лодочка, которая подкладывается под человека, насос, который её надувает и закачивает воду в такую ванну прямо в постели. И в четыре руки мы моем пациента. Он чист и доволен.

Также мы регулярно проводим медицинский осмотр больного – наблюдаем давление, меряем температуру, контролируем уровень кислорода в крови, уровень сахара. Если есть родственники, которые ухаживают за больным, консультируем их по лекарствам, даём им рекомендации, а чаще всего – чёткие правила, которые надо соблюдать, и строгие шаблоны, согласно которым надо действовать. Чаще всего люди понятия не имеют, как ухаживать за лежачими больными, поэтому нужно подробное руководство.

фото из архива БФ "Жить вместе"

Наконец, мы можем просто обеспечить пациенту досуг – вывезти его на прогулку или свозить на какое-то мероприятие.  

Также у нас работает социальный координатор, который при необходимости осуществляет, как понятно из названия профессии, социальную координацию.

– Кто такой социальный координатор? Чем он отличается от соцработника?

– Для России это относительно новая профессия в социальной работе. Социальный координатор — это кейс-менеджер, который работает с каждым конкретным случаем. То ли в шутку, то ли всерьёз мы называем этого специалиста “родственник на час”. Это профессионал, который выстраивает маршрут «умной» помощи человеку в трудной ситуации, привлекая необходимые для этого ресурсы. Он выявляет реальные потребности человека в каждом индивидуальном случае, и в соответствии с ними составляет план действий. Ведь потребности человека гораздо шире бытовой помощи, которую ему оказывает обычный соцработник. Именно этим отличается соцкоординатор от соцработника – это человек с комплексным подходом, стратег, который привлекает необходимых специалистов, координирует их взаимодействие друг с другом; помогает с оформлением документов и получением социальных гарантий; взаимодействует с родственниками больного; в целом поддерживает высокий уровень жизни человека, помогает сохранять его самостоятельность и человеческое достоинство. В результате работы соцкоординатора эффективность социального и медицинского обслуживания увеличивается в разы.

У нас в штате сейчас один социальный координатор, на попечении которого десятки паллиативных пациентов. Но есть надежда на то, что в ближайшем будущем таких специалистов у нас будет больше: в сентябре в нашем Доме Лобова проходили стажировку студенты московского Свято-Филаретовского института, будущие соцкоординаторы из разных регионов России. Стажировка была организована при поддержке Фонда Президентских грантов. Свято-Филаретовский институт - это единственный ВУЗ, где готовят социальных координаторов. Образовательная программа реализуется совместно с фондами “Вера”, “Старость в радость”, “Жить вместе” и с Центром лечебной педагогики с 2018 года. Я надеюсь, что по окончании курса кто-то из них будет работать у нас. Это бесценные специалисты.  

фото из архива БФ "Жить вместе"

– Кто к вам обращается, какие категории граждан?

– Нередко бывает, что звонят, молодые дети и просят позаботиться о старых больных родителях, по причине их отсутствия рядом. Молодежь стремится уехать из нашей глубинки – из деревень едут в районные центры, из районных – в областной, из областного – в Москву. О родителях часто забывают, да и своих проблем по горло. Поэтому ухаживать за паллиативными больными подчас просто некому. Чаще всего бывает, когда жена ухаживает за мужем или муж за женой. А иногда за помощью обращаются соседи либо вообще посторонние люди, неравнодушные к чужому горю.

– Как с вами связаться тем, кому нужна помощь?

– В Доме милосердия работает горячая линия – для неизлечимых больных, которым нужна паллиативная помощь и для людей, потерявших способность к самообслуживанию. К сожалению, практика показывает, что люди часто относятся к горячим линиям с недоверием. Они не всегда работают хорошо, и люди не могут получить ответа на вопрос, не чувствуют, что помощь придёт в полном объёме. Мы побуждаем людей звонить - мы правда помогаем.

– Вам звонят и просят о помощи. Что происходит дальше?

– Звонок обязательно будет принят. Специалист тактично, аккуратно уточнит необходимую информацию и в зависимости от ситуации предложит соответствующую помощь. Если это наш случай – паллиативный больной с соответствующими подтверждающими документами, то мы берём его на обслуживание. Если статуса паллиативного больного нет, мы содействуем в его получении – вызываем медиков, смотрим на результаты лечения. Если лечение помогает и состояние пациента улучшается, то хорошо. Если они говорят, что ничего сделать не могут, тогда мы просим, чтобы они дали заключение, что медицина бессильна, просим их провести медкомиссию, чтобы человек получил паллиативный статус и мог пользоваться услугами государства, которые ему полагаются, а также нашими услугами.

Часто бывают непрофильные запросы – например, инфаркт, инсульт или перелом шейки бедра, однако это далеко не паллиативные больные и, следовательно, не наши пациенты. В таких случаях мы даём контакты организаций, которые помогают таким пациентам.

– Ваши услуги вы оказываете бесплатно. На что же существует Дом милосердия? И что за люди у вас работают?

– Да, все услуги оказываются бескорыстно, существуем мы исключительно на благотворительные пожертвования. А работают у нас прекрасные, неравнодушные люди – сотрудники благотворительных фондов, социальных служб, опытные волонтеры. Это люди, чья жизненная цель – помогать другим. Они не перестанут сопереживать больным, не выгорят и не успокоятся, пока не будут уверены, что сделали для своих подопечных всё возможное, чтобы облегчить их страдания.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру