Антиутопии young adult: зеркало подростковых переживаний и инструмент образования

Антиутопии young adult: зеркало подростковых переживаний и инструмент образования
фото: vokrugknig.blogspot.com

В Московском городском педагогическом университете разобрались в причинах популярности антиутопий young adult среди читателей разных возрастов. Старший научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик МГПУ Ксения Киктева раскрыла методический потенциал этих произведений.

По мнению Киктевой, популярность антиутопий young adult объясняется не только захватывающими сюжетами, но и глубокой психологической связью между читателями и героями произведений.

«Согласно данным возрастной психологии, не только подросток, превращаясь во взрослого, активно выстраивает свое Я и совершает путешествие к самому себе, но и взрослый в разные периоды своей жизни переживает схожее состояние», – отмечает Ксения Киктева.

Исследователь подчеркивает, что подростки находят в антиутопиях метафорическое отражение собственных психологических трудностей. Герои таких произведений, как «Голодные игры» С. Коллинз, «Дающий» Л. Лоури, «Клеймо» С. Ахерн, «Уродина» С. Вестерфельда, «Бегущий в лабиринте» Дж. Дэшнера, «Легенда» М. Лу, «Испытание» Ж. Шарбонно, – это юноши и девушки, оказавшиеся один на один со своими страхами и вынужденные решать множество проблем.

Киктева также отмечает привлекательность антиутопий young adult для взрослой аудитории, что может быть связано с прохождением личностных кризисов на разных этапах взрослой жизни. Читатели антиутопий могут не только развлечься, читая о приключениях героев, но и ощутить некую общность с ними и своего рода психологическую поддержку.

Особое внимание исследователь уделяет образовательному потенциалу антиутопий young adult. По словам Киктевой, эти произведения предлагают авторский взгляд на многие серьезные проблемы современности: от значительного стресса, которому подростки подвергаются на экзаменах, до социального неравенства, от плохой экологической обстановки до угрозы глобальной войны.

«Например, в романе Лоис Лоури «В поисках синего» (2000) поднимается проблема несоответствия человека принятым в обществе нормам. В «Голодных играх» (2008–2010) показана смесь из Римской империи и высокотехнологичного общества, любящего реалити-шоу, что заставляет задуматься о современных тенденциях в индустрии развлечений», – комментирует Киктева.

Результаты исследования имеют важное практическое значение для педагогов. Киктева показывает, как тексты англоязычных антиутопий young adult можно использовать в качестве учебного материала в языковом образовании, в частности на уроках английского языка в школе. Это может способствовать развитию иноязычных коммуникативных умений в рамках изучения таких тем, как внешность и характер человека, здоровый образ жизни, молодежь в современном обществе, проблемы экологии, технический прогресс.

Ярославская "Школьная весна": феерия творчества и идей

Ярославская "Школьная весна": феерия творчества и идей

Смотрите фотогалерею по теме

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру