Расстройства обучения: почему некоторым людям не дается математика

Расстройства обучения: почему некоторым людям не дается математика
фото пресс-службы НИИ Пирогова

Взгляд эксперта: Вера Борисовна Никишина, доктор психологических наук, профессор, руководитель Института клинической психологии и социальной работы при Российском национальном исследовательском медицинском университете имени Н. И. Пирогова.

В каких ситуациях индивидуум испытывает затруднения при решении задач математического и пространственного характера?

Существует ряд расстройств развития, в частности интеллектуальная недостаточность (кодируемая в соответствии с Международной классификацией болезней как F70-F79), ключевым признаком которых является нарушение мыслительных процессов, ответственных за символическое и оптико-пространственное восприятие. Именно эти две когнитивные функции создают основу для реализации указанных способностей. У этих функций есть четко определенная локализация в головном мозге, существуют области, отвечающие за их функционирование. К примеру, зона TPO (область пересечения третичных полей височной, теменной и затылочной коры). На ранних этапах развития она демонстрирует стремительную динамику развития за счет увеличения, в частности, ширины этих полей. К первому году жизни ширина этой области увеличивается вдвое, а к семи годам – втрое. Если отмечается факт недоразвития этих областей, можно говорить о различной степени интеллектуальной недостаточности. Причем здесь также существует градация. Если при легкой степени интеллектуальной недостаточности выполнение математических операций сложения или вычитания доступно ребенку, то каждая последующая стадия характеризуется дефицитом, вплоть до полного отсутствия, этого функционала. Согласно данным исследований конца XX – начала XXI веков, распространенность этого нарушения в детской популяции составляла 1,2%. В настоящее время этот показатель имеет тенденцию к росту, и в различных источниках можно встретить значения от 1,5% до 3%. Основной вклад вносит легкая степень интеллектуальной недостаточности. При легкой степени интеллектуальной недостаточности оптико-пространственное восприятие, обеспечивающее пространственные математические способности, настолько ослаблено, что ребенок оказывается не в состоянии его реализовать. Что касается более поздних периодов взрослой жизни и геронтогенеза, то и здесь существуют риски утраты или снижения имеющихся математических способностей. В настоящее время активно применяется системно-селективная теория Джеральда Эдельмана. Существует аналог этой теории – системно-динамическая теория Швыркова, и нам важно принять во внимание фактически совпадающий принцип этой группы подходов. Он заключается в том, что если определенные нейроны, или, точнее, нейронные сети, на протяжении длительного периода жизни человека не используются, они утрачиваются. У Эдельмана принцип его теории формулируется как «используй или потеряешь». Если взрослый человек, не имеющий нарушений развития в анамнезе, по каким-либо причинам, в том числе из-за лени или нежелания прилагать умственные усилия, перестал использовать, активизировать в своей нейронной сети связи, обеспечивающие работу оптико-пространственного и символического восприятия, он также их потеряет. Это легко проверить. Причина предельно проста. Все вычисления, все усилия, которые человек предпринимает в этих функциональных системах, он делегирует гаджетам. Вся калькуляция, построение графиков – за пределами его собственных усилий. Риск потери нефункционирующих систем абсолютно обоснован. Что же касается позднего возраста, то здесь опасности еще более серьезны. В этот комплекс рисков входят и заболевания, расстройства и нейродегенеративные нарушения. В структуре каждого из них присутствуют нарушения мыслительных функций.

Вероятность столкнуться с трудностями или утратить математические способности, способность оперировать цифровыми символами, присутствует у человека на протяжении всей жизни. Функционирование этих систем обеспечивается исключительно их постоянным использованием. В противном случае риск их утраты или снижения эффективности гарантирован. Однако риски снижения уровня символического и оптико-пространственного восприятия, обеспечивающих функционирование математических способностей, возникают не только при интеллектуальной недостаточности в детском возрасте. Например, они также возникают при задержке психического развития. Эта группа расстройств отсутствует в действующей Международной классификации болезней, но существует в российской систематике или классификаторах, например, психолого-медико-педагогических. Распространенность этих нарушений развития значительно выше. В советский период их распространенность фиксировалась в пределах 6-7%, а в некоторых регионах достигала 12%. В постсоветский период такая статистика целенаправленно не велась, и в авторских исследованиях этот показатель достигал в последние десятилетия 20%. Суть этих нарушений во многом заключается в том, что периоды, в которые зона, морфофункционально обеспечивающая математические способности и их реализацию, называются сенситивными в психологии – периодами наибольшего благоприятствования развития определенной функции. Если в эти периоды ближайшее окружение упускало возможности, не предлагало целенаправленное содержание для развития функций, которые впоследствии станут для ребенка опорой в развитии математических способностей, – это создает риск. Существует еще один риск, заключающийся в том, что в детском возрасте система подвергалась перегрузке. То есть, когда объем или качество нагрузки на систему не соответствуют морфофункциональным возможностям, ресурсам самого субстрата, то есть мозга. Это также создает риски. Если провести простейшие арифметические расчеты и оценить размер детской популяции, в которой существуют очевидные риски и наиболее уязвимые группы детей, то эта цифра окажется достаточно высокой. Именно это, на мой взгляд, привлекает внимание как зарубежных, так и российских специалистов к важности математики и математических способностей, утрата или несформированность которых на ранних этапах приведет к снижению интеллектуального потенциала популяции в перспективе, как краткосрочной, так и, безусловно, долгосрочной.

Существуют ли возможности для улучшения математических способностей?

Повторюсь, ключевым фактором для функционирования математических, да и не только математических, способностей является принцип их использования. Обращаясь к достижениям коррекционной педагогики и психологии, а также педагогической психологии прошлых десятилетий, я с гордостью отмечаю уровень понимания этого вопроса, который демонстрировала советская педагогика и психология. Методики, которые разрабатывались и применялись в те годы, не утратили своей актуальности. На мой взгляд, подтверждением их эффективности является достаточно высокий уровень интеллекта советского и российского населения. Не стоит рассматривать эти методики как устаревшие или требующие изменений. Изменения, безусловно, необходимы и будут касаться наполнения этих методик новым содержанием. Однако их базовые принципы остаются вполне состоятельными.

Как я уже говорила, сама по себе неспособность к пространственному и математическому обучению не является диагнозом. Тем не менее, эта неспособность, эти нарушения являются ключевым симптоматическим элементом группы нарушений, связанных с интеллектуальной недостаточностью, которая имеет вполне конкретный медицинский статус F70-F79. Это применимо к детям. Что касается взрослых, то у них мы можем диагностировать это в структуре нейродегенеративных нарушений, в структуре которых присутствует неспособность или нарушение оптико-пространственного и символического восприятия, обеспечивающих наши математические действия и обучение.

Безусловно, наши математические способности, как и любые другие, могут развиваться и совершенствоваться, а могут и деградировать, то есть снижаться в своих проявлениях. Это происходит в условиях обучения и вовлеченности этих способностей в решение практических задач. Принцип "Используй или потеряешь" является декларацией того смысла, от которого мы должны отталкиваться при формировании концепции обучения, в том числе ориентируясь на развитие математических способностей. В обществе часто можно услышать от детей (повторяющих за взрослыми) фразы: зачем мне эта математика? Зачем мне решать арифметические или сложные геометрические задачи? Дело не в необходимости решать конкретные задачи. Сейчас мы понимаем, что это вполне возможно обеспечить с помощью искусственного интеллекта. Дело в том, что именно при решении этих задач работают те зоны мозга, без участия которых человек, ребенок, а затем и взрослый, оказывается неспособным адекватно реагировать и реализовывать себя в сложном пространстве человеческих отношений.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру