При этом потерянное время – это тоже немалые деньги. А иногда состояние дорог оборачивается серьезными авариями с огромным ущербом и даже гибелью людей. Генеральная прокуратура РФ установила, что каждая пятая автомобильная авария в стране происходит именно из-за низкого качества проезжей части.
Тревогу бьют и экономисты: ухудшающееся состояние автомобильных дорог в России подрывает любые усилия по улучшению инвестиционного климата. Заявил об этом никто иной, как экс-министр экономического развития РФ, а ныне помощник президента Андрей Белоусов. К примеру, у нас уже есть реальные отказы от инвестиционных проектов по пищевой промышленности из-за того, что нельзя довезти продукты питания в срок до места потребления. То же самое касается доставки комплектующих и готовой продукции в других отраслях. А сколько потенциальных гостей потерял, к примеру, наш «туристический кластер»…?
Как всегда, мы сами роем себе яму – и в переносном, и в прямом смысле слова. Только за десятилетие с 2000 по 2011 год число автомобилей в России увеличилось на 80%, тогда как протяженность благоустроенных автодорог – всего на 36%. В Советском Союзе ежегодно вводилось от 10 до 12 тыс. километров дорог общего пользования, в 1990-е годы в России – до 6-7 тыс., а сегодня – всего 2 тыс. автодорог в год.
Больше того: автотранспорт на дорогах стал совсем другим. Объемы перевозок железнодорожным и водным транспортом резко сократились и продолжают снижаться – негосударственный бизнес выбирает более гибкий автотранспорт, и наши дороги заполнились великим множеством грузовиков, включая тяжелые фуры. При этом специалисты не раз отмечали: действующий российский стандарт плотности дорожной насыпи был введен еще в 1939 году, в условиях иных нагрузок и скоростей…
Итог очевиден, и это подтверждают цифры. За прошедший год качество дорог в России ухудшилось, и по данным международной статистики наша страна опустилась сразу на 11 позиций в рейтинге глобальной конкурентоспособности. Теперь она находится на 136 месте среди 144 стран, то есть девятая с конца. Это – вся Россия.
А в Ярославле дела обстоят гораздо хуже. Состоянием дорог у нас довольны всего лишь 16 % жителей города, сообщил недавно центр стратегических исследований компании «Росгосстрах». Такие данные были получены в результате ежегодного исследования, проводимого среди жителей крупных и средних российских городов.
Наш областной центр занял 32-е (!) место из 36 возможных регионов. Оценки «хорошо» или «удовлетворительно» состоянию дорог областного центра в 2012 году поставили всего 16 % опрошенных жителей. При этом еще в 2011 году число ярославцев, довольных состоянием дорог, было значительно больше – 31 %. То есть, по данным статистики, мы продолжаем катиться «по наклонной».
Что же делать?
Государство, конечно, озабочено этим вопросом и «принимает меры». В частности, в прошлом году возродило дорожные фонды, им же и ликвидированные десяток лет назад. В применении к российскому законодательству и нормативной базе власть у нас вообще похожа на старую, зашоренную цирковую лошадь, которая ходит кругами. Вдобавок на ее пути разложены грабли, которые периодически бьют по лбу, но не власть имущих, а всех нас.
Это происходит в любой сфере. Ввели накопительную часть пенсии – теперь от нее отказываются. Убрали графу «против всех» в избирательных бюллетенях – теперь задумались над возвращением. Разрушили систему советскую охраны лесов – теперь возрождают. Перенесли у военных погоны на грудь – теперь возвращают на плечи… Такое впечатление, что чиновникам платят специальные премии «за креативность». Только вот все остальные граждане из-за этих непродуманных выдумок теряют деньги, нервы и возможность планировать свою жизнь.
А непродуманность эта – очевидна. В частности, сама власть уже признала: проблема дорожных фондов – это источники их финансирования, которые зависят от акцизов на бензин. Пока одни чиновники пыхтели над дорожными фондами, другие – боролись за экологию. Меж собой они, видно, не общаются. Поэтому акцизы (а значит, и дорожные фонды) уменьшаются при повышении качества бензина до стандартов «Евро-4», «Евро-5».
Впрочем, это проблема «федерального масштаба». Ее из Ярославской области решить трудно. Но ведь есть и вопросы, которые могут быть урегулированы на уровне региона.
К примеру, месяц назад депутаты муниципалитета Ярославля с изумлением узнали, что городской дорожный фонд получит из фонда регионального всего… 35 млн. рублей.
– Вы что, смеетесь? – спросил Виктор Волончунас. – 4 миллиарда 400 миллионов областной, а нам только 35 миллионов?
Ему объяснили: в Ярославле дороги короткие, а на селе – длинные. Поэтому селянам денег дают больше, а горожанам – меньше.
То есть чиновникам наплевать, что интенсивность движения по городским дорогам куда выше, чем в Брейтовском или Некоузском муниципальных районах. И что именно налогоплательщики Ярославля отдают в областной дорожный фонд 3,5 миллиарда рублей, получая назад 1/100 (один процент!) этих денег.
Над этим можно было бы посмеяться, если бы в течение последнего года В. Волончунас не был советником губернатора и депутатом муниципалитета. И если бы год назад ровно по тому же поводу не возмущался Ю. Ласточкин - мэр Рыбинска, второго крупного города области. Как мы видим, проблема уже давно очевидна, но не решается, хотя находится в компетенции властей региона.
То же самое касается пресловутых конкурсов на право выполнения ремонта и строительства дорог. Всем уже надоело слушать про несовершенство 94-го закона о госзакупках, по которому на аукционах побеждают «левые», да еще и иногородние фирмы. То есть и качественных дорог мы не получаем, и деньги выводятся из региона, а наши ярославские дорожники остаются на бобах, лишаясь возможности развивать свой бизнес: приобретать современную технику и оборудование, овладевать новыми технологиями, нанимать за достойную зарплату наших же ярославских инженеров и рабочих.
Спрашивается: почему даже бедной Ивановской области удается поддерживать своих дорожников? Почему центр Питера, включая Невский проспект, обслуживает питерское ЗАО «ВАД»? Почему в Вологде дороги ремонтируют те же вологжане, которые приводят известны нам своей работой на трассе М-8 в сторону Вологды (это филиал того же «ВАД», но налоги от него идут и в местные бюджеты)? Почему тюменский «Аэродромстрой» набрал силу при губернаторе Собянине именно в родной Тюмени, которая и сейчас лидирует в стране по качеству дорожного полотна? А уж потом заявился в Ярославль, в канун 1000-летия, чтобы забрать и наши деньги? В том же ряду – Челябинск, Кемерово… Что, у них закон 94-ФЗ не работает? Вряд ли. Скорее, работает местная власть, которая умеет вовремя готовить проектно-сметную документацию и разумно проводить селекцию подрядчиков, держа в голове интересы своего региона и его жителей.
Ну, а что же мы, ярославцы? Так и будем жить без царя в голове? Тогда впору готовить новые тиражи наклеек «Ярославль – город без дорог», теряя на разбитых дорогах миллиарды рублей и человеческие жизни.
Кстати
Чиновники часто упрекают российских дорожников в невероятно высокой стоимости их работ.
Оказывается, они лукавят. По свежим данным Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ), стоимость строительства дорог в России составляет около 41 млн. руб./км. Расценки на прокладку дороги аналогичной протяженности в США составляют около 72 млн. рублей, а в Германии – втрое больше.
Дешевле, чем у нас, дороги в Финляндии и Китае. Но если из российской цены убрать «откаты», которые достаются самим же чиновникам, то наши дорожники и здесь окажутся вне конкуренции.