На пути маловодья

На пути маловодья

 Об этом говорилось на прошедшей школе гидролога, которую организовало для представителей прессы ОАО «РусГидро». Первой во время видеоконференции, а именно в таком формате проходило мероприятие, слово взяла начальник Гидрометцентра Верхне-Волжского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Людмила Филина.

Она отметила, что прогнозировать маловодье достаточно сложно, подобного рода прогнозы обычно оправдываются на 86 процентов. Хотя гидрологические наблюдения с использованием современного оборудования ведутся, в том числе собирается информация по притоку воды. В нынешнем году, по словам метеорологов, он ниже средних многолетних значений, а максимальные уровни половодья сформировались на месяц позже обычного. Все это привело к тому, что уровень воды оказался близок к значениям самого маловодного, 1996, года, а, например, в Оке, которая, как и Рыбинское водохранилище, также входит в состав Верхне-Волжского Бассейнового Водного Управления, уровень фиксируется ниже этих показателей.

Тенденция к понижению уровня воды наблюдается и на боковых притоках Волги – Костроме и Унже. Здесь значения также приближаются к 1996 году. Понятно, что ситуация складывается не из простых, в частности, уже подготовлены схемы резервного водозабора, которые могут понадобиться при наихудшем развитии событий. Но пока, как говорят специалисты, есть уверенность, что этого не произойдет.

А вот на обеспечении навигации нынешнее маловодье уже отразилось, но не в районе Рыбинского водохранилища, а в нижней части бассейна, где маловодье стало угрожающим для навигации. На этом основании Росморречфлот уже отменил прохождение 23 судов, а для остальных, начиная с понедельника, 21 июля, введен особый режим. В первую очередь, как объяснили специалисты, это касается крупнотоннажных судов, для прохождения которых нужна определенная глубина. Для всех остальных – небольших грузовых судов, теплоходов и туристических лайнеров – ситуация не критична, они ходить могут, особенно туристические теплоходы – им будет отдаваться приоритет.

По словам представителей Верхне-Волжского Бассейнового Водного Управления, большое значение имеет взаимосвязь всей системы водохранилищ и ГЭС, что позволяет компенсировать существующий недостаток воды. Ключевая роль в нынешней ситуации отводится Рыбинской ГЭС, которая расположена выше всех. Предполагается, что здесь в течение трех дней вода будет накапливаться, а потом, на четвертый, спускаться и обеспечивать прохождение грузовых судов по всей территории бассейна. Именно такая схема принята на сегодняшний день и будет действовать до 10 августа. Однако представители Верхне-Волжского Бассейнового Управления оставляют за собой право вернуться к рассмотрению этого вопроса 7 августа. При более благоприятном развитии событий особый режим навигации может быть отменен, хотя, как говорят синоптики, пик маловодья будет достигнут к концу сентября.

Никакого отношения к этому, как отметили специалисты, не имеет недавний случай с судном «Базальт», которое вышло за пределы судового хода. Случилось это по причине не маловодья, а человеческого фактора – неправильно совершенного маневра. Когда воды много, Волга ошибки прощает, а когда меньше – нет, – так прокомментировали случившееся специалисты МЧС, которые также приняли участие в работе школы гидролога.

Также здесь была отмечена важная роль систем ГЭС в преодолении не только маловодья, но и экстраординарного паводка в Хабаровске и Новосибирске. Если бы не строительство противопаводковых гидростанций и водохранилищ, уровень воды мог бы подняться выше еще на метр-полтора. И последствия для этих регионов были куда серьезней.  

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру