Самое большое чудо на сцене – это Артист

Самое большое чудо на сцене – это Артист

С 11 по 14 мая на сцене Волковского театра впервые пройдут гастроли Севастопольского академического русского драматического театра им. А. В. Луначарского.

За последние два года этот театр настоящей кометой пронёсся по всем знаковым театральным фестивалям России, влюбив в себя не только публику, но и придирчивых специалистов. Именно два года назад труппу театра возглавил режиссёр Григорий Лифанов, с которым мы и встретились в канун ярославских гастролей.

режиссёр Григорий Лифанов

- Не могу не начать с этого вопроса. Почему вы – успешный режиссёр, хорошо известный в России и за рубежом, преподаватель ВГИКа – согласились возглавить севастопольский театр?

- Во многом это было спонтанное решение. Я почти 10 лет сотрудничал с театром в качестве режиссёра-постановщика, знал его в лучшие времена. Потом театр переживал достаточно драматичные события и, когда мне было сделано предложение занять пост главного режиссёра, я вдруг понял, что не могу равнодушно приехать-уехать, отмахнувшись: «Это ваша жизнь, она меня не касается.» Потом у нас был очень тяжёлый год, когда мы работали без выходных. Но на сегодняшний день, я уверен, - мы очень сплочённый, работоспособный коллектив, способный решать самый сложные профессиональные задачи.

Спектакль "Чайка"

- Григорий Алексеевич, в активном репертуаре вашего театра – почти полсотни названий, одно интереснее другого. Чем обусловлен выбор спектаклей, которые вы представите на гастролях в Ярославле?

- Наш дебют на сцене первого русского театра состоялся осенью минувшего года – в рамках Волковского фестиваля мы показали комедию «Доходное место» по пьесе А. Островского. Знакомство с ярославской публикой было не просто удачным – нам очень захотелось его продолжить. Мы увидели, что в городе есть внутренняя готовность к серьёзному репертуару, более того – потребность в нём. Что не удивительно, ведь сегодня ваш театр - один из лучших в России. Публика здесь не просто подготовленная. Она по-настоящему театральная, умная, требовательная, искушённая. Это достаточно ответственные гастроли для нас. Поэтому решено было везти только последние премьеры и только классический репертуар.  Ведь мы едем не просто за аплодисментами - мы едем за отзывами, за реакцией. Сегодня наш театр находится в поисках собственного творческого языка, поэтому общение с театральной публикой такого высокого уровня  даст нам, мы надеемся, новый импульс в развитии.

Спектакль "Чайка"

- За последние полтора года ваш театр побывал на очень многих престижных театральных фестивалях, в самых разных городах России, даже вошёл в шорт-лист «Золотой Маски». Почему для гастрольной поездки был выбрал именно Ярославль?

- Во-первых, у нас давние дружеские связи и замечательные отношения с ярославским театром, который уже несколько раз приезжал к нам, работал на нашей площадке. Севастопольский зритель очень любит Волковский театр. Мы дорожим этой дружбой и стремимся её укреплять.  Кроме того, работать на прославленной сцене – всегда почётно, это мечта любой труппы.

Сектакль "Дядюшкин сон"

- Дружеские отношения это больше, чем просто сотрудничество и обменные гастроли. Что вам импонирует в эстетике, в стиле работы Волковского театра? И что, на ваш взгляд, роднит ваши коллективы?

- Волковский театр абсолютно не боится экспериментов, не боится осваивать новый театральный язык, не боится выйти и заявить «непривычный» театр. Это требует мужества, если хотите. Ярославская и севастопольская публика очень похожи – в определённом смысле это очень консервативный, строгий зритель, ценитель классического театра. Но, в то же время, готовый принять новые формы, как говорил Костя Треплев, если они наполнены содержанием, современными смыслами. Своей работоспособностью, неутомимостью, смелостью ярославцы увлекли зрителя, открыли в нём желание идти вперёд, развиваться, быть чутким к авторскому высказыванию режиссёра, сценографа. Ведь только в этом случае театр перестанет быть просто посредником между автором и публикой, «пересказчиком» произведений, а будет создавать такие произведения, которые заинтересуют не только жителей одного города, а выйдут за границы региона. Мы можем похвастаться, к примеру, что есть люди из Москвы, Питера, других городов, которые, планируя отпуск в Крыму и Севастополе, сегодня стремятся забронировать электронные билеты на июль-август в наш театр. Таким образом, театр становится значимой составляющей событийного туризма, «визитной карточкой» субъекта. Так и приезд в Ярославль сегодня для большинства людей немыслим без посещения Волковского театра. Театр – это лучшая реклама региона, если можно так сказать. И власти вашего города очень хорошо это понимают и здорово этим пользуются. В этом направлении идёт и руководство Севастополя.

Спектакль "Дядюшкин сон"

- Не от этого ли «единства взглядов» и совпадения в именах авторов спектаклей ярославского и севастопольского театров?

- Вы правы. Один из спектаклей, который мы представим на сцене Волковского театра и которым безмерно гордимся, поставил режиссёр Василий Сенин, а костюмы к нему придумала замечательный художник Фагиля Сельская. Я говорю о комедии «Дядюшкин сон». В ярославском театре, насколько мне известно, с большим успехом идёт спектакль Сенина «Золотой телёнок». Наш «Дядюшкин сон» - это очень современное и, вместе с тем, очень бережное прочтение Достоевского, на мой взгляд. Здесь очень интересный сплав эксцентричной формы и живой, нынешней идеи. Возможно, это эксперимент – но в нём нет лабораторности, замкнутости внутри определённого, очень узкого театрального круга. Мне больше по душе называть такие постановки современным театром. Мы обязаны говорить с сегодняшним зрителем на одном языке, но, вместе с тем, не уходить в своих поисках до абсурда, когда в зале на спектакле сидят два боящихся взглянуть на сцену зрителя. Театр не может занимать позицию эдакого самодостаточного творца, который копается в себе самом и гордо провозглашает, что ему неинтересно мнение зрителей.

Спектакль "Анна Каренина"

- А другие спектакли в вашей гастрольной афише следуют этому же принципу?

- Во всяком случае, мы к этому стремимся. Самое главное – чтобы встреча зрителя и актёров состоялась. И поэтому любое классическое произведение необязательно «переодевать» в джинсы и кеды для того, чтобы «зацепить» современников. Должна читаться свежая, понятная и близкая каждому сегодня идея, мысль. В нашей «Анне Карениной» мы максимально следуем за Львом Толстым, мне кажется, мы верны ему. Повышенная театральность, яркость формы, сценографии, костюмов помогают подчеркнуть то, что мы стремимся высказать сегодня, что «болит» в обществе сейчас, что остро переживает каждый из нас. То же я могу сказать и о «Чайке». Мы нигде не «извратили» чеховский текст – мы просто постарались понять то, что сегодня этот великий человек и писатель сказал бы нам. Ну, и спектакль, который попал в прошлом году в шорт-лист «Золотой маски» - «#ТодаСё» в постановке Никиты Гриншпуна – удерживает зрительскую популярность, в первую очередь, не благодаря режиссёрским трюкам и придумкам, которых достаточно и которые восхищают. Идея. Всё дело в ней.

Спектакль Анна Каренина"

- То есть вы везёте уже проверенный на публике и достаточно универсальный репертуар?

- Да, верно.

- Чем будете удивлять, по вашим словам, искушённого зрителя?

- Удивить несложно (улыбается). Ну, вот совсем несложно. Придумками, даже идеями. Самое большое чудо на сцене – это артист. Актёрский состав каждого истинного театра – это уникальное явление. Это то, что формируется годами, даже столетиями – и потом задаёт определённый «код театра». У нас потрясающая труппа, которая по силе своего эмоционального воздействия, контакта со зрителем далеко превосходит любые технические навороты. Хотя мы не позиционируем себя как «бедный провинциальный театр». Мы не бедный. И достаточно оснащённый и зрелищный.

Спектакль "ТодаСё"

- Григорий Алексеевич, предвосхищая события, что бы вам хотелось услышать в адрес своего театра и этих гастролей по их итогам?

- Очень хотелось бы, чтобы после каждого спектакля у зрителя расширялся диапазон восприятия нашего театра. Чтобы у них не было ощущения, что мы идём по одной какой-то узкой дорожке, по протоптанной колее – но что мы ищем новые пути, разные, неожиданные, которые невозможно предвидеть и предсказать. Хотелось бы, чтобы, допустим, горячий театрал, купив билеты на все четыре спектакля, каждый раз удивлялся тому, на сколько нас трудно просчитать, каждый раз словно знакомился с нами заново.

- Если бы это был ваш спектакль, то какой была бы главная реплика такого героя-театрала?

- «Ух ты! Они, оказывается, и так могут!...А ещё и вот так! Невероятно!»

- Спасибо большое за беседу и удачи вам.

- Спасибо. До встречи в зрительном зале.

Спектакль "ТодаСё"

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру