От императоров до президентов
Солидный возраст железнодорожной медицины связан с тем, что врачи на железной дороге в России появились раньше, чем поезда. Дело в том, что еще в период строительства первой железной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом были созданы десять лазаретов для оказания медицинской помощи строителям. Права действительной службы врачам утвердил лично император Николай I.
Как известно, официальное открытие движения на первой в России Николаевской железной дороге состоялось в 1851 году. А уже через три года на ней была создана полноценная врачебная служба – на линии создали фельдшерские пункты, а между Петербургом и Москвой, на станции Бологое, открылась первая железнодорожная больница.
Железнодорожная медицина быстро набирала обороты. Ее ценность была очевидна, даже несмотря на смену политического строя – и при царях, и при Советской власти.
В 1879 году была создана секция железнодорожных врачей в рамках VI Съезда русских естествоиспытателей и врачей. Результатом ее работы стала разработка научно-практических основ врачебной службы железных дорог.
В 1906 году началось формирование структуры железнодорожной санитарно-эпидемиологической службы.
В 1917 году при народном комиссариате путей сообщения создали медицинскую коллегию, а в 1925-м появилась Центральная лаборатория по изучению профессиональных болезней на транспорте.
В 1960 году был создан Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены, а в 1965 - была введена практика предрейсовых медицинских осмотров локомотивных бригад.
Развитие железнодорожной медицины продолжилось и в новой, постсоветской России, когда лечебная медицина перешла в ведение ОАО «Российские железные дороги». Примером тому стало присуждение в 2006 году премии РЖД правительства РФ в области науки и техники за создание поездов-поликлиник с телемедицинским комплексом. Такие «поезда здоровья» постоянно курсируют по 250 отдаленным станциям Севера, Сибири и Дальнего Востока, оказывая высококачественную медицинскую помощь более чем 4 миллионам пациентов в год. Один из пяти специализированных медицинских центров работает на нашей Северной железной дороге и носит гордое имя «Хирург Николай Пирогов».
Пристальное внимание к здоровью людей, обслуживаемых учреждениями здравоохранения ОАО «РЖД», приносит ощутимые результаты. Так, за последнее десятилетие уровень их первичной заболеваемости снизился на 11,8 процента. Уровень заболеваемости с временной утратой трудоспособности работников, связанных с движением поездов, снизился как в количестве случаев – на 24,9 процента, так и в днях – на 26,8 процента. Это значимое достижение стало результатом внедрения новых медицинских технологий и оборудования, проведения постоянной профилактической работы, диспансерного наблюдения и вакцинации.
Нужно отметить, что на сети железных дорог России созданы более 80 центров, в которых оказывается специализированная и высокотехнологичная медицинская помощь по различным профилям медицинской деятельности. Многие из них признаны в России лидерами, укомплектованы новейшей техникой в соответствии с европейскими стандартами. Завершено также формирование сети офтальмологических центров, охватывающих все железные дороги страны.
С заботой о здоровье «северян»
Не является исключением и Северная железная дорога.
- Совсем скоро отметит свое 80-летие наша Дорожная клиническая больница в Ярославле, - отметил на пресс-конференции С.И. Смирнов, начальник Региональной дирекции медицинского обеспечения на Северной железной дороге. – Уже отметила 100-летие больница в Иваново, скоро отпразднует вековой юбилей больница на станции Няндома. Одним словом, у нас большие, глубокие традиции железнодорожной медицины, которые сегодня продолжают более 3500 сотрудников, в том числе 700 врачей. В наших лечебных учреждениях работают профессора, доктора и кандидаты медицинских наук, более 40 процентов врачей имеют высокие квалификационные категории, высокую квалификацию имеет и средний медицинский персонал. Вместе они обслуживают 170 тысяч граждан. Отметим, что РЖД заботится не только о здоровье и долголетии своих сотрудников и членов их семей. Важнейшими задачами железнодорожной медицины также являются обеспечение медицинской безопасности движения поездов, организация и проведение мероприятий при ликвидации чрезвычайных ситуаций на железных дорогах, а также организация медико-санитарного обеспечения пассажирских перевозок. То есть, по сути, железнодорожные медики работают для всех граждан страны, пользующихся услугами РЖД.
Сейчас в ведении Региональной дирекции медицинского обеспечения находятся 8 больниц и 5 поликлиник в пяти областях России и в республике Коми. Все они оказывают квалифицированную медицинскую помощь работникам железнодорожного транспорта, членам их семей и пенсионерам железнодорожного транспорта. Это особенно важно в связи с тем, что ОАО «РЖД» является крупнейшим работодателем страны, причем значительная часть его сотрудников работает в непростых климатических и погодных условиях, требующих особого внимания к здоровью людей.
Лидером по оказанию высокотехнологичных видов медицинских услуг на Северной железной дороге является Дорожная клиническая больница, расположенная в Ярославле. Она ведет свою историю с 8 августа 1934 года, когда в районе Московского вокзала вступило в строй двухэтажное здание Ярославской дорожной больницы, рассчитанное на 240 коек. Это позволило в кратчайший срок развернуть достаточно крупные по тому времени специализированные отделения и койки: хирургические, травматологические, урологические, гинекологические, неврологические.
В последующие годы клиника росла и развивалась. Сейчас ДКБ является одним из крупнейших лечебных учреждений города Ярославля, Ярославской области, Северной железной дороги с 23 специализированными отделениями и вспомогательными подразделениями, тремя поликлиниками, работающих в сотрудничестве с семью кафедрами Ярославской государственной медицинской академии. Ведь с момента открытия Ярославского медицинского института в 1944 году больница стала клинической базой для подготовки студентов и научных исследований.
- Сейчас наше лечебно-профилактическое учреждение имеет почти 480 коек круглосуточного пребывания, здесь работают 1200 сотрудников, в том числе 320 врачей, среди которых 22 кандидата и 5 докторов медицинских наук, - рассказал директор Дорожной клинической больницы на станции Ярославль М.С. Могутов.
Дорожную клиническую больницу знают не только железнодорожники, но и многие жители г. Ярославля и других регионов страны. Дело в том, что уникальное диагностическое и лечебное оборудование отечественного и импортного производства, современные терапевтическая и хирургическая базы, новейшие медицинские технологии, специалисты высокого профессионального уровня и комфортабельные условия для пациентов обеспечивают высокое качество медицинской помощи.
ДКБ: новые возможности
Очередной пример успешного развития ДКБ – открывшееся в ней отделение сердечно-сосудистой хирургии.
- Идея эта у нас очень давняя, она появилась в 2005 году, когда мы организовали флебологический центр, - продолжил М.С. Могутов. – И технически, и с точки зрения квалификации кадров переход к более сложной хирургии был непростым вопросом, но в конечном итоге нам все удалось решить. Это важно, поскольку сегодня заболевания сердечно-сосудистой системы стоят на первом месте по смертности, а их лечение является приоритетом.
В 2008 году Департамент здравоохранения ОАО «РЖД» согласовал создание нового отделения на базе ДКБ. С тех пор в больнице целенаправленно создавались условия для развития сердечно-сосудистой хирургии. Сейчас, как убедились журналисты и первые пациенты, больница обладает и необходимыми площадями, и современным оборудованием, и всеми необходимыми видами диагностики, и высококлассными специалистами, которых возглавляет заведующий отделением, кандидат медицинских наук, врач, сердечно-сосудистый хирург высшей квалификационной категории И.Е. Виноградов.
Сам Игорь Евгеньевич, устроив нам экскурсию по своему сияющему чистотой и новизной отделению, в комментариях был скромен:
- Могу сказать очень просто: здесь все очень удобно и функционально как для врача, так и для пациента. Это хороший современный уровень даже для европейских клиник. Думаю, что здесь будет комфортно и лечить, и лечиться.
- В ДКБ я делал свои первые шаги в профессии еще как студент, - вспомнил молодость академик РАН, президент ЯГМА, доктор медицинских наук, профессор Ю.В. Новиков. – А сейчас лидерами новых коллективов становятся уже наши «научные дети и внуки». Я подтверждаю, что Игорь Евгеньевич Виноградов владеет практически всем арсеналом методов хирургического лечения. И рад, что железнодорожная больница смогла дать талантливым врачам новую возможность для развития, а пациентам – новую возможность для избавления от тяжелых заболеваний и их предотвращения.
Отметим, что цель создания отделения – оказание плановой специализированной помощи пациентам с хронической сосудисто-мозговой недостаточностью, синдромом «хронической абдоминальной ишемии», заболеваниями аорты и ее ветвей, хронической венозной недостаточностью и выполнение операций при патологии магистральных сосудов, вен малого таза и т.д.
В ДКБ уверены: высокий профессионализм сотрудников, предоперационное диагностическое обследование, а также пребывание в комфортабельных условиях позволяют максимально эффективно и в кратчайшие сроки оказывать специализированную медицинскую помощь пациентам.