19 апреля в Российской Федерации отмечается профессиональный праздник работников органов службы занятости. Эта служба появилась в 1991 году как знак времени, когда Россия стояла на грани веков, обуреваемая экономическими и социальными потрясениями. Служба занятости стала тогда своеобразной «подушкой безопасности» для людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и была призвана оберегать граждан от безработицы: информировать об имеющихся вакансиях, переобучать, поддерживать в период вынужденного простоя.
Со временем популярность службы занятости возрастала. Обращение «на биржу», как ее тогда называли, стало основным способом поиска работы. Росло и количество предприятий, прибегающих к помощи службы занятости при найме и поиске специалистов.
В это время были разработаны основные программы службы занятости: содействие в трудоустройстве, профессиональное обучение, общественные работы, профориентация, психологическая поддержка граждан, помощь в организации собственного дела, социальная адаптация и многое другое.
Мы реализовали совместные российско-французские проекты по внедрению в работу специалистов службы занятости передовых компетентностных технологий: оценка профессиональной компетенции и признание профессионального опыта.
Сейчас на рынке труда области все спокойно, нет напряженности, а значит можно обращать больше внимания профилактической и превентивной работе: профориентации школьников, трудоустройству подростков на временные работы, психологической поддержке безработных, внедрять новые технологии оказания услуг, расширять границы взаимодействия с социальными партнерами и гражданами. А вот в период кризисов, когда рынок труда «лихорадит», начинается «пожарная» работа: недопущение роста безработицы, срочные меры по снижению социально-экономических последствий массовых сокращений, поддержка предприятий и людей, находящихся под риском увольнения.
Потеря работы это всегда стресс для человека. Люди приходят в службу занятости не в лучшем психологическом состоянии, они растеряны и не уверены в будущем. Поэтому задача специалистов центров занятости не только подыскать подходящую вакансию или помочь с переобучением, но и поддержать человека психологически. Так, чтобы он не чувствовал себя «изгоем», не перестал верить в себя и свои способности. Здесь важна индивидуальная работа с человеком, в том числе в части психологической и социальной адаптации.
К работодателям также необходим индивидуальной подход: здесь и работа над коррекцией ожиданий и требований, взаимодействие в части подбора кандидатур, совместные решения и программы обучения и развития организаций.
Выполняя Указы Президента, органами службы занятости успешно реализуются мероприятия по содействие трудоустройству людей с ограниченными возможностями здоровья путем создания специализированных рабочих мест, осуществляется профессиональное обучения молодых мам, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет.
Самый характерный показатель при определении успешности службы занятости - уровень трудоустройства. В Ярославской области в 2017 году он составил 70%. Для сравнения: в целом по России уровень трудоустройства граждан, обратившихся в органы службы занятости, в 2017 году составил 66,8%.
Жителям области органами службы занятости ежегодно оказывается около полумиллиона услуг. Ярославская область занимает 16 место в Российской Федерации по оказанию услуг в электронном виде в сфере занятости населения.
Все это стало возможным потому, что в службе занятости области работают неравнодушные люди, готовые в любой момент протянуть руку помощи, профессионалы своего дела, обладающие знаниями и опытом, которые позволяют им решать проблемы рынка труда и задачи, направленные на сохранение социальной стабильности нашего региона.